NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПАЦАНСКОЕ КИНО И ПРИВОРОТ ЭСЭМЭСКАМИ
Кто создает российский мейнстрим? Буслов или Мирзоев? Или пиар-службы?
       
       
Говорят, теперь в нашем кино — все как у людей. Да, главным донором кинопотока еще остается государство. Но рядом с ним плечом к плечу встали негосударственные мейджоры. Бюджеты их фильмов несравнимы с государственными. Богатыри — Эрнст и Максимов, Дишдишян и Грибков. Стоимость доморощенных блокбастеров уже достигла 10 миллионов.
       Вот эксперты и решили, что полноценный экономический механизм жизнедеятельности кинематографа запущен. Ведь с 1998 года сборы увеличились более чем в тридцать пять раз. Но тут возникает справедливый вопрос: а для кого снимаются-монтируются десятки фильмов (число их вот-вот достигнет заветной цифры — 100 игровых проектов в год)? Ну ладно, куцый артхауз существует для фестивалей и рьяных синефилов. Но там, за бугром, процветает устойчивое представление о киномейнстриме. У нас мейнстрим — особенный, который, как и все прочее, следует «умом не понимать». И понимать не умом.
       
       
Мейнстрим, то есть главный поток, — кино, обращенное к максимальному числу зрителей. Значит, блокбастер? У нас в этом «разделе» разобраться трудно, потому как в лидеры проката выходят опусы, на которые зрителя загоняют бейсбольной битой неотвязчивой рекламы. Таким образом, решать вопрос будущих сборов можно еще до съемок. Вопрос следует ставить ребром: Первый канал будет «глушить» зрителя или нет?
       Признаком мейнстрима считают жанровое кино. У нас понятие жанра традиционно размыто до неосязаемости. Распространеннейший вид — фильмы-кентавры. Чтобы к носу детектива да кудри комедии… но слезливой, да подбородок экстрима для адреналина, и в глазах чтоб семь пудов любви… для девушек.
       В начале весны в прокате два главных фильма отечественного кинопрома. Долгожданных. Претендующих на любовь и звание российского мейнстрима. И, заметим, нашедших ответное чувство в сердцах зрителей. Один вроде бы про любовь. Второй вроде бы про криминал. Но тот, что про любовь, заодно и про криминал, мистику, волшебство. А криминал-муви вовсе вывернулось в лав-стори…
       
       Реанимация
"Бумер-II"
       Туманное понятие «культовый» приросло к первому «Бумеру» Петра Буслова. Пусть не мегапопулярный, но ставший для кого-то (для многих) культом. Историю про четырех братков заучили как житие в криминальной России. Их диалоги растащили на афоризмы (непосвященным недоступные). На мобилы повесили четыре ноты — концепт Шнура.
       Но перед своим триумфом в прокате «Бумер» умер. Практически всех братков расстреляли. После нагрянувшего, как снег на голову, успеха фильма режиссер с продюсерами, понятно, призадумались: а не продлить ли успех?
       Так что второй «Бумер» не случайно авторами не сиквелом зовется. Это другой фильм, в который по идее авторов должна была переселиться душа первого. Не столько попытка реанимации убиенного Кота (Владимир Вдовиченков), сколько сотворения культпросветного мифа на старых дрожжах.
       Как и прочие вернувшиеся с того света, Кот, нежданно-негаданно выпущенный из тюрьмы по документам убитого ментами солагерника, пытается переосмыслить, переиначить свою жизнь. Стержнем истории оказывается усилие героя переменить участь, найти другую, не бумеровскую тропку-дорожку. Прошлое его настигнет сначала в виде BMW X5, потом блондинистой сестры погибшего в тюрьме. Девушка сама напрыгнет на ищущего ее Кота буквально на улице (фильм пестрит подобными чудесами). Даша — почти подросток, оторва, готовая добыть деньги любым путем: шантажировать депутата, потом олигарха, грабить кафе, турагентство. Все ради мечты — отвалить на Гоа, где деньги — ничто.
       Первая картина сложилась в исповедально-гангстерской интонации. Интонация и была главной, и когда Шнур вопил про то, что «Никого не жаль», он лукавил. Был драйв тревожного роуд-муви. Была жуткая метафора: черный «Бумер» движется по промерзшей России. Было братство друзей, которым, несмотря ни на что, симпатизировали, которых жалели. Теперь ходячий моралист (скорее едущий) Кот если и может вызвать ответное чувство, то у малолетней Даши, принцессы криминала.
       Вторая картина расплылась в растерянной улыбке безнадеги. К любви герои брели-брели трудными дорогами… Да так и добрели. И роуд-муви не превратится в лав-стори. Кота убьют. Даша будет символично грести веслами в кромешном тумане. А расстрелянный «Бумер», замерший на пароме, медленно загасит фары, символизируя окончательный диагноз. Летальный.
       Впрочем, теперь ясно: для созидателей «бумеров» это ничего не значит. Если нужно будет, рассеченного автоматом Кота вновь соберут по частям — для третьей жизни в третьем «Бумере»…
       Считать ли «Бумер» мейнстримом? Судя по успеху первого фильма — да. «Бумер» обзавелся своей целевой аудиторией, с которой говорит на одном языке, которую сам сотворил, как Пигмалион. Так что фильм можно считать концертом по заявкам публики-«Галатеи». Однако ожиданий целевой аудитории второй фильм не оправдывает. На форумах «Галатея» требует «пацанского кино», действий «по понятиям», без рефлексий и уж тем более морализаторства. Так что «Бумер» завис где-то на полпути между кино «для всех» и «для своих», точно так же, как и его герои, одновременно мечтающие об озере Байкал и пальмах Гоа…
       
       Реинкарнация
"Знаки любви"
       Известный театральный режиссер Владимир Мирзоев кино снимать хотел давно. Он уже и документальные фильмы монтировал, почти начал проект «Веселые похороны» по Улицкой. Снял мини-сериал «Четыре любви». Теперь — полнометражный фильм «Знаки любви» по сценарию Анны Рулевской, публикующейся большей частью в глянце «Космополитена», «Гламура», Vogue.
       У «Гламура» — свой читатель, у Мирзоева — свой зритель. Но по всему видно, что чисто мичуринский подход: свить общее гнездышко из разных культур — работает с перебоем. Автор так прямо и признается: хотел, мол, поработать с «драгоценными залежами народного подсознания», «поговорить с людьми на их собственном потаенном языке» и создать «современную городскую сказку». Автор умалчивает, что сказку, приправленную мудростью, он растянул на четыре серии, а на экран выпустил экранное, так сказать, либретто. При этом, заметим, сильно затянутое. Беда начинающих режиссеров — мука расставания со снятым материалом. Два с лишним часа просмотра похожи на занятное путешествие с долгими остановками.
       Сюжет таков. Разрешить проблему рядового любовного треугольника взялись три заправских колдуна. Но, ворожа друг против друга (кто за любовницу, кто за жену — не важно), с задачей не справились. На подмогу через спиритический сеанс позвали Казанову. Того самого, из XVIII века, прямо из Венеции. Дух неотразимого любовника и авантюриста вселился в тело бандита Яши-Слона, приговоренного к коме шлюхой-толстухой. Максим Суханов, театральное альтер эго Мирзоева, как всегда, притягателен и харизматичен. И играет в откровенно театральном рисунке, пытаясь сохранить полифонию характеров в «одном флаконе». Вроде бы форма бандитская, а дух — эстетский. Но сбивается. Временами открытая театральность, обращение в камеру смешны и хороши (особенно в эпизоде обольщения очередной красавицы — флэш-бэк в XVIII век). Порой заигрывание с кинозрителем выглядит нарочитым и утомительным, гранича с пластикой «Кривого зеркала».
       Даже Суханову нужна жесткая режиссерская рука. Чтобы где надо — отпустила, а где — нет, без сантиментов отсекла лишнее… Например, актер совершенно заигрался с неправильным прикусом. То у него нижняя губа придурошно оттопырена (при жизни Яши-Слона), то челюсть встает на место (при возрождении Казановы). Но периодически губа «гуляет» сама по себе, нарушая логику повествования. И камера гуляет. Фильм снят изобретательно, местами виртуозно по светописи. В общем, изысканно… чересчур для игрового кино, даже если это сказка. Вот для гламурного журнала — как раз.
       Но ведь фильм — не рекламный ролик глянцевого журнала, даже если в нем печатается Анна Рулевская. Так что, с одной стороны, перед вами неузнаваемая Москва, абсолютная Венеция, старинный город на воде (фильм снял талантливый оператор Андрей Макаров). А с другой — развесистые розы, полумрак спален, стеклянные аквариумы цветочного магазина, фрукты в хрустале, медленная эротика у белого рояля, красивые, но небогатые девушки на иномарках и шелковых простынях, кубик льда, медленно падающий в бокал с соком… И фотомодель Анна Чурина в центре этой нечеловеческой красоты… Как и второй «Бумер», первые «Знаки любви» не вполне определились со зрителем. Читательниц «гламура» слои иронии, проложенные в креме сказки, будут коробить. Настроенную на чисто конкретную экранную реальность молодежь от количества крема может подташнивать… И в прокате фильм рискует с главного пути сползти на обочину.
       Впрочем, менеджеры обеих картин не ждут милостей от искусственной прокатной природы. Они берут их (нас) прямо сейчас, не отходя от кинокассы. Главная акция — «Бумеромания» — обещает знатокам фильма победу в конкурсе (ежедневно следует звонить по заветному телефону и отвечать на вопросы) и выигрыш BMW X5.
       «Знаки любви» тоже пытаются привлечь публику… Колдовством. Сайт фильма предлагает зрителю широкий спектр услуг. Как то: предсказание мудреца по волнующей теме (отправляем SMS на заданный номер. Стоимость отправления — $0,25 без НДС). Можно более радикально. Загадываем имя возлюбленного, отправляем SMS за ту же цену. В ответном сообщении получаем «точную стадию нашей любовной болезни».
       Слушайте, вот же он, наш доморощенный мейнстрим. Зачем ему экран, если он и без него проживет…
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
13.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 18
13 марта 2006 г.

Специальный репортаж
Репортаж в письмах по дороге в Краснокаменск и обратно

Суд да дело
Россия опять проиграла в Страсбурге

Первые лица
Милошевич не дожил до приговора

Инострания
Сорбонна бузит. Париж под угрозой «красного марта»

Мир и мы
В Кремле попросту распилили алжирский долг

От генерала Бабагинды до Алекса «из Америки»

Власть
Государственная Дума никак не может посадить Путина

Власть и люди
Красноярские элитные особи снимают с себя всякую ответственность

Руководитель частного заводика завалил президента письмами

Власть и деньги
Чиновник держался на честном слове

Новости компаний
Чиновники будут укрупнять госсектор, пока не трудоустроят всех родственников и знакомых

Террор
Бизнесменам придется финансировать антитеррористов

Репортаж с антитеррористических учений в Москве

Расследования
«Хамас» прописан на Рязанском проспекте

Московский наблюдатель
Нападение на «Мерседес» с мигалкой

Правительство Москвы приготовило «ракушки» к принудительному сносу

Финансы
Сбербанк превосходит Российскую Федерацию. По темпам развития

Россия-2008
Договор-2008: кому и с кем договариваться? Часть II

Вместо выборов
Еще один губернатор хочет доверия

Тупики СНГ
Казахстан: Назарбаев во власти мифов

Белорусам надоело смотреть пародию

Беларусь хохочет: «Сябры» спели гимн президенту Лукашенко

Регионы
Буряты не хотят повторить судьбу эвенков

Отдельный разговор
Экологическое расследование: кто перекрывает Амур?

Исторический факт
Список Брежнева. К вопросу о выезде за границу лиц еврейской национальности

Железная дорога как лента Мебиуса

Культурный слой
Дети в Сети: 50 тысяч новых писателей. «Круглый стол» о качестве текстов интернета

Наградной отдел
«Золотое перо» в умелых руках

Реакция
Я бы с вами в иностранную разведку не пошел…

Личное дело
Александр Гаррос. Дурак по собственному желанию

Милосердие
Наши читатели творят чудеса

Спорт
Банкрот против банкрота

Кинобудка
Пацанское кино и приворот эсэмэсками

Сюжеты
Пианист Журавлев делает кассовые сборы Ярославскому вокзалу

Библиотека
Президент России — политический заложник

Ирина Хакамада представила «Sex в большой политике»

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100