NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РОДНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
Чиновники будут укрупнять госсектор, пока не трудоустроят всех родственников и знакомых
       
(Рисунок С. Аруханова)
        
       
Государство не просто пришло в бизнес. Государство успело освоить многие технологии, традиционные для бизнеса девяностых. В том числе технологии рейдерства.
       Рейдерство — это захват предприятия с использованием пробелов в законодательстве, административного ресурса и силового давления. В этом случае обычно предприятие доводится до разорения с помощью судебных исков либо искусственного создания крупной задолженности (эти способы прекрасно дополняют друг друга), а потом случаются маски-шоу, смена топ-менеджмента и перехват контроля над финансовыми потоками. Потоки эти и являются обычно главной целью рейдера. Предприятие нужно ему только до тех пор, пока приносит прибыль — по инерции. А потом активы можно продать или просто сбросить.
       Первым и наиболее масштабным пока рейдерским проектом был «ЮКОС». Ситуация на АвтоВАЗе развивается, казалось бы, в другом русле: без судов, следствий и «байкалфинансов», но внутренняя драматургия процесса на поверку оказывается очень и очень близка.
       
       
Новые управленцы из «Рособоронэкспорта» начали с рассаживания своих людей на ключевые посты (например, московское представительство возглавил Юрий Артяков, ранее известный только тем, что его старший брат председательствует в совете директоров предприятия), а затем включились в борьбу за финансовые потоки. Не так давно стало известно, что теперь все дилеры будут работать с предприятием через Новикомбанк, учрежденный, как известно, Ассоциацией офицеров внешней разведки. (Кстати, во второй половине девяностых банком руководил сослуживец Путина по КГБ Андрей Бельянинов, успевший поработать и в «Росвооружении», и в «Рособоронэкспорте».)
       Оставим пока за скобками вопрос о том, можно ли доверить кредитному учреждению, не входящему даже в первую сотню российских банков, расчеты компании с годовым оборотом, превышающим четыре миллиарда долларов. Допустим, это все делается для наведения порядка и большей прозрачности расчетов — в банке работают проверенные люди, его представители входят в руководство АвтоВАЗа и так далее.
       Но прозрачности-то смена оператора никакой не добавит. Завод как пользовался для расчетов вексельной схемой, созданной местными умельцами еще в 1994 году для ухода от налогов, так и будет пользоваться. Только вместо векселей Автомобильной финансовой корпорации, приближенной к прежнему руководству предприятия, будут использоваться векселя Новикомбанка, приближенного к руководству нынешнему.
       Это что, антикризисный менеджмент? Или это больше похоже на рейдерство?
       На этом грустном фоне все тревожнее звучат новые и новые известия о дальнейших усилениях позиций госкомпаний в разных секторах экономики. Как правило, презентуют укрупнение, слияние, консолидацию, создание гигантских холдингов под управлением лиц, «лично знакомых с…»
       Вот «Аэрофлот», к примеру, недавно заявил, что хочет вернуть монопольное положение на внутреннем рынке авиаперевозок, поглотив ряд авиакомпаний, контролируемых государством. Информация о конкретных объектах слияний и поглощений противоречива, но, скорее всего, речь идет о «Пулкове», ГТК «Россия», «Дальавиа», «Владивостокавиа», а также, возможно, KrasAir и «Сибирь». С последними двумя ожидается много мороки: в «Сибири» государству принадлежит только четверть уставного капитала, а владелец KrasAir Борис Абрамович строит собственный холдинг, и этот проект поддерживается рядом влиятельных чиновников.
       Впрочем, пока интересны не столько конкретные очертания холдинга, сколько аргументация представителей «Аэрофлота» в пользу его создания. Складывается впечатление, что это не серьезный инвестиционный проект, направленный на расширение бизнеса, а последний шанс на спасение. Доля «Аэрофлота» на внутреннем рынке постепенно сокращается, авиапарк пополняется с большим трудом; компания завязла в проекте по строительству терминала «Шереметьево-3». Считается, что укрупнение придаст компании новый импульс к развитию.
       Вообще укрупнение понимается нашими чиновниками как панацея. Но это только в арифметике минус на минус дает плюс. В экономике же слияние двух и более компаний, находящихся не в самом блестящем состоянии, может привести к любому эффекту — от феноменального роста до абсолютного развала. Такие проекты надо просчитывать очень долго и тщательно. «Аэрофлот» же ничего не говорит о том, как будет работать созданный из лоскутов холдинг, как будет выстроена единая маршрутная сеть, где взять деньги для инвестиций в обновление авиапарка, и так далее.
       Конечно, создание крупной отечественной авиакомпании, хоть и на базе «Аэрофлота», имеет смысл. С учетом создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) могли бы получиться неплохие шансы на наведение порядка в нашем небесном хозяйстве. Вот если бы укрупненный «Аэрофлот» презентовал бизнес-план собственного развития лет на10—15, заключил с ОАК долгосрочные контракты на обновление авиапарка за счет внутренних резервов, а не подержанных Boeing, если бы госбанки прокредитовали под это дело обе компании, а средства Инвестфонда были вложены в строительство и реконструкцию крупнейших транзитных аэропортов (хабов) от Владивостока до Калининграда, — вот это был бы госкапитализм. (Мы сейчас не говорим о теоретических преимуществах/недостатках этой модели по сравнению с либеральной рыночной экономикой.)
       Но так не получится. Как вы думаете, высока ли вероятность того, что «Аэрофлот» будет покупать продукцию ОАК? Если сомневаетесь с ответом, вспомните о том, как «Аэрофлот» до сих пор отбивается от якобы навязанных ему «Ил-96-300». То есть каждый шаг, если не шажочек, интеграции придется продавливать с помощью отдельных политически-чиновничьих решений, рождающихся в долгих согласовательных муках.
       И это — в лучшем случае. То есть в таком, когда госменеджеры действительно думают о развитии вверенных им корпораций, по крайней мере, в первую очередь. Но бывает и так, что они воспринимают госкомпании как черный ящик с государственным финансированием на входе и прибылью на выходе.
       
       Алексей ПОЛУХИН
       
13.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 18
13 марта 2006 г.

Специальный репортаж
Репортаж в письмах по дороге в Краснокаменск и обратно

Суд да дело
Россия опять проиграла в Страсбурге

Первые лица
Милошевич не дожил до приговора

Инострания
Сорбонна бузит. Париж под угрозой «красного марта»

Мир и мы
В Кремле попросту распилили алжирский долг

От генерала Бабагинды до Алекса «из Америки»

Власть
Государственная Дума никак не может посадить Путина

Власть и люди
Красноярские элитные особи снимают с себя всякую ответственность

Руководитель частного заводика завалил президента письмами

Власть и деньги
Чиновник держался на честном слове

Новости компаний
Чиновники будут укрупнять госсектор, пока не трудоустроят всех родственников и знакомых

Террор
Бизнесменам придется финансировать антитеррористов

Репортаж с антитеррористических учений в Москве

Расследования
«Хамас» прописан на Рязанском проспекте

Московский наблюдатель
Нападение на «Мерседес» с мигалкой

Правительство Москвы приготовило «ракушки» к принудительному сносу

Финансы
Сбербанк превосходит Российскую Федерацию. По темпам развития

Россия-2008
Договор-2008: кому и с кем договариваться? Часть II

Вместо выборов
Еще один губернатор хочет доверия

Тупики СНГ
Казахстан: Назарбаев во власти мифов

Белорусам надоело смотреть пародию

Беларусь хохочет: «Сябры» спели гимн президенту Лукашенко

Регионы
Буряты не хотят повторить судьбу эвенков

Отдельный разговор
Экологическое расследование: кто перекрывает Амур?

Исторический факт
Список Брежнева. К вопросу о выезде за границу лиц еврейской национальности

Железная дорога как лента Мебиуса

Культурный слой
Дети в Сети: 50 тысяч новых писателей. «Круглый стол» о качестве текстов интернета

Наградной отдел
«Золотое перо» в умелых руках

Реакция
Я бы с вами в иностранную разведку не пошел…

Личное дело
Александр Гаррос. Дурак по собственному желанию

Милосердие
Наши читатели творят чудеса

Спорт
Банкрот против банкрота

Кинобудка
Пацанское кино и приворот эсэмэсками

Сюжеты
Пианист Журавлев делает кассовые сборы Ярославскому вокзалу

Библиотека
Президент России — политический заложник

Ирина Хакамада представила «Sex в большой политике»

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100