NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РОГА И КОРЫТО
«Носорог» Ионеско. Режиссер Иван Поповски. Театр «Мастерская Фоменко»
       
Сцена из спектакля. (Фото Михаила Гутермана)
   
       
«Меня расстреливают в упор каждое утро. Стоит мне открыть газету на странице театральных объявлений и посмотреть рекламу фильмов, идущих на экране, как я вижу десятки револьверов, карабинов, пулеметов, наставленных на меня, бедного читателя». Жители лучезарного городка из пьесы Эжена Ионеско «Носорог», которому принадлежат строчки этого эссе, однажды утром начали превращаться в носорогов в том числе и потому, что хотели бы стать предметом любой другой охоты, только не охоты на человека.
       Романтический режиссер Иван Поповски поставил «Носорога», спектакль повышенной социальной тревожности. Потому что «Носорог» — из тех пьес-термометров, сам факт постановки которых говорит о том, что в месте обитания режиссера градус тоталитаризма повысился (а македонец Поповски выбрал для жизни Россию). Если поставили «Носорога» (в театре «У Никитских ворот», кстати, тоже), это значит, что направление мысли в обществе задают три-четыре человека. И это стало очевидно как минимум режиссеру, тысячи же прочих мыслителей, полагающих, что мыслят самостоятельно, на самом деле бьются в сетях этой троицы. Что политические симпатии молодых людей и толп снова в центре повышенного внимания.
       Постановка «Носорога» — доступное театру предостережение: люди, переставшие мыслить самостоятельно, превращаются в тупых чудовищ.
       На сцене — дышащий покоем и солнцем южный французский городок. Самое страшное событие — в музыкальном автомате кафешки нет нужной джазовой мелодии, в крайнем случае — кто-нибудь напился. А напился лирический герой Беранже (Кирилл Пирогов). И вот на улицах города появился носорог. Откуда? Сбежал из зоопарка? Он африканский или азиатский?
       Версий немного. Увы, это мьсе Беф. Его ждали на работе уже несколько дней, а он ревел за углом, протыкая рогом занавески. Он устал держать себя в рамках, устал быть общественным. Он хочет пожить для себя. Мадам Беф, невероятно утолщенная Галина Тюнина (у нее здесь три роли, и все — жен будущих носорогов), скоро устремляется к мужу, к природе, вместе исполнять песни ревом и жить без раздумий. Скоро за ними, ничего не понимая, не в силах сдержать неумолимый внутренний позыв — «В болото!!!» — устремляются прочие жители городка.
       Никогда не думала, что будет так страшно смотреть за превращением в зверей Галины Тюниной, Андрея Казакова, Олега Ниряна, Карэна Бадалова, Олега Любимова. Это воспринимается как личное оскорбление и персональная опасность, потому что, отождествляя, думаешь: если лучшие люди не выдерживают соблазна и стремятся в болото, то где же в себе взять силы?
       Чувствую благодарность к режиссеру за то, что, говоря о страхе перед запретом на собственную мысль, он обратился не к новейшей драматургии, черпающей свои идеи и порой тексты из вчерашних газет, а к пьесе 45-летней давности, по старинке использующей метафору. Чувствую недоумение и досаду от того, что Носорог, только однажды появляющийся на сцене, — страшный, но обаятельный и убедительный, как всякое зло. В отличие от худого и хриплого Беранже с его «Я не капитулирую!» под мокрым грустным зонтиком, в плотном кольце отдаленного пока, но нарастающего и торжествующего носорожьего рева.
       Тревожит мысль о том, что человек не только общественное животное, сидящее в клетке времени, что он во все времена остается одним и тем же. Что человек «вообще» подлиннее человека, ограниченного и искалеченного своей эпохой. О том и шепчет Беранже в запертой наглухо комнате, где на кровати — еще прекрасная, женственная Дэзи (актриса «Сатирикона» Наталья Вдовина), только прислушивающаяся к брутальному носорожьему крику.
       «Я всегда остерегался коллективных истин. Как только идея утверждается в умах большинства, она переходит в свою крайность. Возникают какая-то избыточность, раздувание, которые и делают идею ложной… Меня за эту пьесу ругали. Потому, что не предложил выхода. А я просто описывал — феноменологически — процесс коллективного перерождения», — писал Ионеско.
       А выход — внутрь. Не в город. И спектакль об этом.
       
       Лиза КРОТИК
       
09.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 17
9 марта 2006 г.

Расследования
Подполковнику МВД, который расследовал дело о торговле спецномерами и спецсигналами, подложили две гранаты

Что происходит после ликвидации пожаров

Мир и мы
Большинство руководителей российской атомной энергетики не сомневаются, что Иран хочет создать ядерное оружие

Инострания
Совет Европы отвлекся от России

Подробности
О чем кудахчут на заседании Совета национальной безопасности

Точка зрения
Никита Белых: «Не мешать власти совершать ошибки»

Специальный репортаж
Трудности перевода из Краснокаменска

Суд да дело
В Башкирии начался процесс над ученым Оскаром Кайбышевым

За что осудили правую руку бывшего мэра Санкт-Петербурга Юрия Шутова

Факты издевательств над восьмилетней гимнасткой подтвердили десятки свидетелей

Общество
Начало процесса по делу Копцева совпало с показом фильма «Мир после Освенцима»

Плата за жульё
В чувашском городе Цивильске тарифы ЖКХ снизили на одну копейку

Митинги.Ру
Прошла общероссийская акция протеста жильцов общежитий

Московский наблюдатель
Мэр Москвы твердо пообещал решить все проблемы обманутых дольщиков не позднее 2008 года

Отделение связи
Юрий Лужков: Дорогие москвички, с праздником!

Регионы
Школы закроют, чтобы они не горели?

Мэрия Красноярска поссорилась с рыночными торговками

Новости компаний
В Воронеже очередное обострение дележа недвижимости

Доставят ли алмазные повестки?

Четвертая власть
Почему пытаются закрыть информагентство «Банкфакс»

Жертвы СМИ прошлой недели

Телеревизор
Александр Городницкий: Энергию ТВ надо использовать в мирных целях

Лучшие шутки телеканалов. Тупее бывает?

О детях — серьезно
Рекламные крошки. Дети воспринимают рекламу совсем не так, как хочет заказчик

Библиотека
Книжный бум-бум. Книгоиздание процветает — чтение в тупике

Наши даты
Он рисовал власть, его обвинили в порнографии

«Шестидесантник» Евгения Евтушенко
Смерть табакеро

Музыкальная жизнь
Группа «Ва-банкъ» разменяла третий десяток

Театральный бинокль
Рога и корыто

Кинобудка
«Оскар-2006» — малобюджетен, социален, экологически чист

Кино между застоем и отстоем

Сюжеты
Женщина потихоньку борзеет…

Вольная тема
Маги-Маги. Волшебство выходит на потребительский рынок

К сведению…
Опровержение

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100