NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

СОРОК ВЕЧЕРОВ В ШКУРЕ ВОЖДЯ НАРОДОВ
Сергей ЮРСКИЙ: «В нас всех ген сталинизма»
       
Сергей Юрский в спектакле "Вечерний звон". (Фото Елены Лапиной)       
В спектакле «Вечерний звон» на сцене театра «Школа современной пьесы» Сергей Юрский играет Сталина. На первый взгляд простая история — один вечер из жизни вождя народов. Сталин желает культурно отдохнуть и пригласил на дачу артистку. Однако за этой простой историей — трагедия России.
       В день смерти Сталина «Новая» беседует с Сергеем Юрьевичем Юрским о том, как это — играть вождя и какие ощущения, какие мысли приходят при этом в голову.
       
       — Почему сейчас часто обращаются к теме Сталина? Вы играете Сталина, Игорь Кваша в «Современнике» и в кино…
       — Я думаю, это происходит по двум причинам. Во-первых, это висящая в воздухе тема. Интуитивно мы чувствуем нашу странную склонность к созданию культа и невольно вспоминаем Сталина. У нас был культ личности и Хрущева, и Брежнева. Горбачев чем уважителен для меня — он не довел страну до культа личности. Но культ Ельцина был совершенно очевидно. И сейчас мы тоже имеем дело с культом. Об этом свидетельствуют и невероятно высокие рейтинги, и губернаторские культы помельче. Во-вторых, сейчас время спекуляций. Искусство тоже спекулирует чем попало. К любой биографии добавит жареного — и все готово. Например, тема Серебряного века. Или ГПУ. И Сталин стал такой же спекуляцией. Но сейчас, я думаю, это уже кончается. Потому что пошла совсем штамповка. А то, чего много, исчезает. Много праздника — это будни и серость. Слишком много начальников — холопство.
       — Как вы обратились к этой теме?
       — Автор пьесы Ион Друцэ позвонил мне и сказал, что хочет, чтобы я сыграл Сталина. Но это был драматический эпос на тему того, как власть изнасиловала Россию. Россия в виде женщины, власть, соответственно, в виде Сталина. Меня зацепили некоторые вещи. Например, гвоздь — пьеса начинается с того, что Сталин сам забивает в стену гвоздь, чтобы повесить шинель. А потом, на пятидесятой странице, он спрашивает, кто это сделал. Понравились некоторые обороты их отношений с певицей. Но эпос — не мой жанр. И тот абсурд, который предложил автор, я развил в целый сюжет, в разработке добавил комическую ноту. А когда появилась хорошая драматическая артистка Таня Фасюра, которая может петь оперным голосом, я понял, что это судьба. Еще совпадение — я не собирался отмечать спектаклем дату рождения Сталина. Но премьера пришлась как раз на его стодвадцатипятилетие. Уже сыграв Сталина, не пользуясь никакими справочными материалами, я задумался, что такое один домашний вечер человека, который правит половиной мира. И что такое эта власть для тех, кто ее испытывает, и тех, кто является ее носителем?
       — И к какому выводу пришли?
       — Это было обычное знакомство мужчины и женщины, только она — артистка, а он для нее — кто? Бог. А кто для него является Богом, если вся страна была жестко атеистической? Сам Сталин в силу своего семинарского прошлого не чужд ни библейским фразам, ни христианским заповедям, хотя и говорит, что не хочет ничего слышать. Но вместе с тем сам строй, который был построен, — социализм — это вывернутая наизнанку христианская идея. Кодекс советского человека, строителя коммунизма, — это почти Нагорная проповедь. Заповедь из Ветхого Завета «Бог един и никому другому не поклоняйся» — в социализме это: «партия — руководитель и организатор, нужно служить народу и стране через партию». И, как и в христианстве, образовалась Святая Троица. Возник Бог-отец, столь же дальний, как Иегова, — Карл Маркс, иностранец с такой странной внешностью, возник умерший Бог-сын — Ленин. Ленина хоронили в 1924 году. И совершенно по-русски и по-православному стали говорить, что он воскреснет. Фактически имитировали будущее воскресение — забальзамировали и стали поклоняться месту. Стали говорить слова, которые вошли в жизнь как лозунги: «Ленин всегда живой», «Ленин и сейчас живее всех живых». И остается Сталин — Святой дух. Кем может ощущать себя Сталин, понимая это или чувствуя? Как человек генетически православный, он понимает, что отменить Бога совсем нельзя — будут хаос и анархия. Просто нужен другой бог. Социализм — это вывернутый христианский идеал. А что ощущает Сталин? Я не вижу ответа, я ставлю вопрос.
       — Вы задавались этими вопросами во время работы над спектаклем?
       — Нет, что вы, таких вопросов не было вовсе. На репетициях мы разбирали психологию взаимоотношений в этот вечер. И во втором акте — постепенное раздвоение личности Сталина и, конечно, схождение его с ума. Потому что человек, поставивший себя богом, достигший сверхвласти, сходит с ума. Только в России люди достигают сверхвласти. Это наш ген. Такой власти, как у Сталина, не было ни у кого. Сталин восходит к Египту, к фараонской власти. Или — к Святому Духу. К абсолюту. Иисус говорит: «Если ты оскорбишь меня, моего Отца Небесного и покаешься — будешь прощен. Но кто оскорбит Святой Дух — прощения не будет». Так и было, только с некоторым привкусом новой, извращенной религиозности. Ею можно объяснить поведение на процессе Бухарина и других людей. Когда они клялись и обвиняли себя, до конца говоря, что признаются во всем во имя партии, чтобы партия очистилась и победила. И рай был назван словом «коммунизм». И пути проникновения в рай были обозначены.
       Это понимание пришло после. Отчасти после прочтения русской истории, пророчеств русских святых — уже после выхода спектакля. И читать я начал не от ума, а от тех взаимоотношений с залом, которые меня поразили.
       — Чем?
       — Для меня был счастливый момент, что зрительный зал смотрел спектакль не как шоу, скрестив руки на животе. Ни один зал не был похож на другой. Это были взаимоотношения зрителя с театром, но и зрителя с властью.
       Первый акт я играю без грима — в этом потом тоже оказалась определенная идея. В прогонах я наносил грим на оба акта. И понял, что с каждой минутой из-под грима Сталина будет выглядывать Юрский. А на самом деле: если все говорят, что вот сейчас войдет Бог, и некто входит, то это Бог. И не важно, как он выглядит. И в двух актах спектакля — это два разных человека. И смысл того, что первый акт без грима, там Сталин тридцатых годов, а второй — в гриме, конца сороковых.
       Каждый спектакль — другой. Вы были на спектакле с бурным зрителем — в нем было много смеха. Очень радуюсь и уважаю. Это были атеисты во взаимоотношениях с культом личности. «Мы не хотим культа, поэтому видим все смешное. Подсмеиваемся и даже аплодируем» — вот как они вели себя. А были залы, которые звука не издавали. Ни одного — от начала и до конца. Были залы, которые менялись по ходу. Были залы, которые на первый выход Сталина аплодировали! Меня это поражало. И меня очень заинтересовал тот ген, который породил культ личности в России.
       — Вы считаете, это такая наша исконная черта?
       — Конечно. Культ был и раньше. Царская власть в течение веков стала властью церковной и постепенно пришла к тому, что царь — он и бог. Об этом часто говорили и философы, и проповедники. Я с изумлением прочел высказывания некоторых православных мыслителей начала XX века и вдруг понял, что тот военно-патриотический угар, о котором нам читали по истории, — это все официальная пропаганда. А официальная пропаганда в России всегда была официально-церковная. Высказывались соображения, что теперь мы должны взять Константинополь, вернуть Софию… Война должна идти до тех пор, пока мы не объединим все исторически православные территории, которые были завоеваны, — часть Сирии, Палестину, Иерусалим… И во главе этой великой православной державы встанет белый русский царь, который просветит весь мир и даст наконец миру счастье и идею. И это не Средние века, это 1914 год! Великая Россия, великое славянское братство! Только теперь можно понять, как легко наше ГПУ, потом КГБ вербовали потомков, а иногда и самих белогвардейцев, которые ради великой России становились шпионами, выкрадывали секреты у буржуев. Этот ген, который создает культ личности, был у нас испокон.
       — А сегодня он тоже проявляется?
       — К сожалению. Сталинизм — это свойство людей, а не доктрина Иосифа Виссарионовича. Это историческое движение. Революция была великим переломом, но этот перелом предложил нечто сходное — сталинский режим — продолжение режима николаевского. Опять ген, который создает культ личности! И сейчас мы стоим перед той же проблемой. Сталин умер, но сталинизм не умер вместе с вождем. И из каждого начальника, человека, который становится начальником сейчас из-за своих денег или назначается сверху, мгновенно на наших глазах возникает культ. Этот культ заставляет гнить все вокруг. Москва, которая стоит над всем, пытается уничтожить маленькие культы и создает сразу большой культ. Борьба провинциальных бонз и абсолютистская власть сеньоров и герцогов были и в Европе. Но там это было давно и в других формах. А в России это длящийся процесс. Ни в одной стране мира не было того, чтобы большинство собственных граждан превратили в рабов. Везде рабами были захваченные в плен, подавленные чужаки, и когда там рабство кончилось, у нас как раз началось. И простояло века. И не ушло. Может быть, отсюда у нас культ личности. Я не знаю.
       Такие мысли у меня возникают в связи с выходом спектакля «Вечерний звон» и существованием в теле Иосифа Виссарионовича Сталина.
       — Вам не было страшно играть Сталина? Все-таки большинством он воспринимается как отрицательный персонаж.
       — Играть паука неинтересно. Да он и не был пауком. Сегодня даже в серьезных фильмах Сталин чаще появляется как карикатура. Как будто он дурак. Но он же далеко не дурак. Он был обаятельным человеком. Силен, разнообразен. Неожидан, влиятелен, даже гипнотичен — в молодые годы. А вот после войны — это другой человек. После всех страхов и ужасов войны он, конечно, больной. А больной в роли Бога — страшнее придумать нельзя.
       — Как вы относитесь к частым сравнениям сталинских времен с сегодняшними?
       — Схожесть есть. Много шуток и сравнений. Но не стоит искать в Путине Сталина. Стоит искать сталинизм в себе.
       
       Надежда ПРУСЕНКОВА
       
06.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 16
6 марта 2006 г.

Отдельный разговор
Куда пошлют Конституционный суд?

Суд да дело
Штрафник. Кто и за что мстит Трепашкину?

Не все нефтедобытчики равны перед законом

Плата за жульё
В Ижевске оплата услуг ЖКХ уже считается доблестью

Митинги.Ру
Страна посвятила день реформам

В Ульяновске милиция забирала только молодежь

Мэр Челябинска вышел на митинги протеста против собственной персоны

Власть и люди
Окно в СССР, или Дырка в заборе

Финансы
Рога, копыта и макароны — лежат в новой потребительской корзине россиянина

Экономика
Акции Путина поднимутся

Обстоятельства
Андрей Рябов: Россией управляют гегелевские персонажи

Точка зрения
Юлия Латынина. Березовский проводил захват, а Путин так и не вышел на ковер

Павел Фельгенгауэр. Зачем Россия ввязалась в иранский ядерный проект

Россия-2008
Александр Аузан. Договор-2008: кому и с кем договариваться?

Подробности
Раскрыт заговор проамериканских сил по захвату власти в Орловской области

Тупики СНГ
Лукашенко делает заговор на удачу

Краiна Мрiй
Виктор Ющенко: Ни я, ни моя команда зла России не желаем

Регионы
Начальник осужден за отключение газа населению

Нацисты вынесли смертный приговор судье

Скинхеды атакуют Еврейский благотворительный центр

Милосердие
Арсению Азаренко нужны доноры крови

Проспект Медиа
Министр Соколов не удовлетворяет многих руководителей СМИ

Кибер-Печкин. Потаенные желания главы «Почты России»

За рулем
«Новая» продолжает акцию «Нет мигалкам на дорогах»

На ВАЗе все будет Ладушки

Чудо на колесах. Когда автомобиль из средства превращается в цель

Спорт
За что заказали бразильцев

Почем болельщики для матча?

Олимпиаду выиграли глухие

Четыре цвета Белой Олимпиады

Сюжеты
На празднике много ржали. Военно-прикладной репортаж из Лыткарина

Культурный слой
Девушка с веслом по голове. В чем причина расцвета женского детектива?

Личное дело
Юрий Шевчук: Гений места не должен стать жертвой наместников

Александр Гаррос: Но ведь страна-то — есть?

Театральный бинокль
Премьера: в эфир «Радио России» выходит моноспектакль по «Войне и миру»

Сергей Юрский. Сорок вечеров в шкуре вождя народов

Кинобудка
В прокате — самый масштабный российский анимационный проект «Князь Владимир»

Инострания
Faschingdienstag. Евроремонт башни

Реакция
К сведению участников пиар-конфликтов…

Разборок ОМОНа с городом не было

К сведению…
Работа над ошибками

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100