NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДОРОГА ОТ «ХРАМА» — В ГУАНТАНАМО
Берлинский кинофестиваль показывает политизацию Европы
       
Кадр из фильма "Дорога в Гуантанамо". (Фото — EPA)
     
       
Директор «Берлинале» Дитер Косслик на открытии фестиваля обещал традиционную берлинскую «кухню»: много политики, острых проблем, больных тем из жизни общества ХХI века. Даже нашествие фильмов об ущемленных по половому признаку (в этом году фестиваль «Тедди», посвятивший себя проблемам секс-меньшинств, широко отмечает 20-летний юбилей) не отвлекло «Берлинале» от политики.
       Тут ценят завет Монталамбера: «Если вы не займетесь политикой, она займется вами». Джордж Клуни, снявшийся в политическом триллере «Сириана» (полотно Стивена Гэгэна с бюджетом в $50 миллионов повествует о тайных механизмах глобальной нефтяной войны, развернувшейся на карте современного мира), на пресс-конференции заметил: «Раньше мы никогда не говорили о политике. Теперь же за столом на вечерниках только и делаем, что ведем острые дебаты…».
       Девушка из тайского фильма «Невидимые волны» (режиссер Пен-Ек Ратанаруанг) спрашивает возлюбленного, как он узнает новости без телевизора. «А что смотреть, и без телевизора ясно, — отвечает он, — в мире — война». Потом хладнокровно убивает «любимую».
       Мы — жители видимого, фальсифицированного мира, война — на ближних подступах к самым благополучным державам. Политика, ненасытно требующая больших жертв от маленьких людей, давно отказалась от благообразных масок человеколюбия, братства и равенства. Она всерьез занялась нами, успешно воюя на всех фронтах…
       
       Ломка
       Наркобизнес — неистощимый допинг современного кино. Политически заостренные криминальные композиции («Трафик»), опасные роуд-муви наркокурьеров («Благодатная Мария»), неисчислимые истории без света в конце туннеля. Одним из самых поразительных фильмов последних лет был «Реквием по мечте» Дэррена Аронофски. Линию будничной «человеческой трагедии» на «Берлинале» продолжает фильм австралийца Нейла Армфельда «Кэнди». Это любовная сага с морфием. Дэн (Хес Леджер) и Кэнди (Абби Корниш; удивительно напоминает Николь Кидман в юности) по-настоящему любят друг друга. А наркотик… просто добавляет их неразлучности крылья. Но крылья оказываются соломенными, падение сквозь героиновые круги ада — в самом деле страшным. А главное, по их венам больше не течет любовь — только героин.
       
       Грязное белье «чистых» политиков
       Во времена фальшивого мира проходят бесшумные войны. Монстроидальные корпорации пожирают меньших собратьев по бизнесу, денежные трафики текут реками из карманов налогоплательщиков Италии, Франции, России в сейфы и кошельки ответственных толстосумов. Разоренные жертвы тихо помирают от инфарктов. Но вдруг какой-нибудь безумец — один в поле воин — объявит войну скурвившейся в коррупции политэлите. И тогда может разразиться скандал. Подобный шумной истории с французским нефтяным гигантом «Эльф Акитэн», бешеный взлет активов которого напрямую зависел от небезвозмездной поддержки крупных политиков.
       «Комедия власти» французского классика Клода Шаброля — сардоническое эссе по мотивам этого скандала. Шаброль остается верным излюбленному жанру криминально-психологической драмы. Следователь Жанна Шарман пытается распутать сложный клубок финансовых махинаций, благодаря которым общественные средства перемещаются в личное пользование узкого круга вип-персон. Изабель Юппер (самая «сложносочиненная» из европейских актрис) играет не просто пламенного борца за справедливость. Ее героиня (алые перчатки и сумка вызывают ассоциацию не столько с подиумом, сколько с гильотиной) до головокружения увлечена гонкой по следу. Она с видимым удовольствием вызывает сверхважных персон повестками в суд, выгружает перед напуганными сановниками тома с их делами, настигает их в домах, офисах, без предупреждения проводит обыски, коллекционирует фотографии любовниц, бассейнов, оранжерей. Но постепенно противостояние становится столь опасным, что разрушает личную жизнь следователя. В финале шарман Жанна уже не уверена: продолжит ли она войну или вывесит белый флаг.
       По язвительной интонации фильму Шаброля близок показанный вне конкурса «Гуд-бай, Берлускони», в котором образ премьера Берлускони представлен столь нелицеприятно, что фильму не грозит прокат в Италии…
       А полицейский из китайской «Изабеллы» продался за недорого. Немного денег, часы «Сейко» — пусть все видят. Только в городе никому ни до кого нет дела, а щеки продолжают гореть: то ли от пощечин сослуживца, то ли от стыда…
       Несомненно, «Признайте меня виновным» классика Сидни Люмета (скоро он станет обладателем почетного «Оскара» за вклад в кинематограф) будут сравнивать с его же легендарными «12 разгневанными мужчинами» (отмечен в конце 50-х берлинским «Медведем»). Но психологическая драма трансформировалась в бурлеск. Фильм Люмета — экранизация знаменитого судебного процесса над двадцатью членами криминальной «семьи» Люччес. Совершенно неожиданный Вин Дизель с блеском играет харизматичного гангстера Джакомо Ди Норшио, который сам себя защищает в суде, доводя присяжных до колик, отчего суд напоминает ток-шоу.
       Микеле Плачидо давно перепрофилировался из комиссара Катани в режиссера. На сей раз он экранизировал «Криминальный роман» Джанкарло ди Катальди — итальянскую вариацию «Однажды в Америке». История четырех друзей, волей случая втянутых в мафиозный клан и ставших ядром преступной группировки, рассказывается на фоне большой Истории. В момент взрыва на болонском вокзале две истории смыкаются…
       
       Архипелаг Война
       Самый одиозный фильм конкурса — «Дорога в Гуантанамо» Майкла Уинтерботтома и Мета Уайткросса. Фильм известного провокативностью левака Уинтерботтома (Уайт-кросс помогал мэтру) рассчитан примерно на ту же реакцию, что и знаменитый «Фаренгейт 9.11» Мура, взбудораживший Канны.
       В 2003-м Уинтерботтом получил в Берлине главую награду за фильм «В этом мире» (документальная мистификация пути афганских беженцев в Европу). «Дорога в Гуантанамо» — псевдодокументалистика, или мокьюментари.
       В основе сюжета подлинная история трех британских мусульман. В 2001 году они отправились на свадьбу в Пакистан, откуда волей случая попали в Афганистан, где были захвачены в плен американцами как пособники талибов. В фильме реконструкция событий перемежается интервью с очевидцами. Мученический путь в лагерь, два года издевательств американской военщины над узниками, бесконечные унижения, перекрестные допросы. В итоге — доказать вину англичан не удалось…
       Майкл Уинтерботтом уверяет, что не старался показать в черном цвете американских вояк. «Это история о людях, которых взяла в оборот какая-то испорченная система, которая не предъявляет обвинений, но лишает прав. Люди, оказавшиеся в плену этой системы, не имеют ни малейшего представления, сколько все это продлится и что с ними будет».
       Солидаризируясь с манифестом картины, не могу не поделиться некоторым привкусом конъюнктуры, присущим работам Уинтерботтома. Этот парень всегда знает, что именно будет востребованно, что вызовет аплодисменты политизированной Европы. «Дорога в Гуантанамо» — фильм-плакат, иллюстрация к докладу комиссии ООН по правам человека, призывающему закрыть на базе в Гуантанамо американскую тюрьму для подозреваемых в терроризме. Согласно официальным данным, за четыре с лишним года существования тюрьмы американские власти предъявили обвинения лишь десяти заключенным. Около пятисот человек до сих пор находятся в Гуантанамо в статусе подозреваемых в терроризме.
       Уинтерботтом объясняет: «Если бы кто-то сказал вам пять лет назад, что американское правительство построит тюрьму на Кубе, чтобы избежать проблем с собственными законами, что это правительство начнет войну, возьмет в плен людей и откажется назвать их военнопленными, чтобы избежать проблем с международным правом, вы бы, наверное, сочли, что это бред. Но Гуантанамо существует, и, кажется, все к этому уже привыкли».
       Фильм Уинтерботтома — очередное свидетельство того, что кино не довольствуется ролью доктора, ставящего диагноз всерьез нездоровому обществу. Политика владеет умами ведущих режиссеров, и их кино вторгается в реальную политику. У антиамериканского «плаката» о лагере в кубинской дельте может сложиться вполне счастливая коммерческая судьба. Рачительные творцы продумали параллельный прокат в кино, на видеокассетах и DVD.
       А сами узники американского концлагеря, запертые на годы в клетки, словно звери, оказались участниками Берлинского фестиваля. «Смотрите, они идут по красной дорожке! Подобное увидеть можно только здесь», — восхищенно показывал Дитер Косслик.
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой», Берлин
       
20.02.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 13
20 февраля 2006 г.

Обстоятельства
Икра патриотов

За чей счет депутаты отдыхают в Турине?

Армия
Зачем министр пошел в атаку?

Иванов рассуждает на уровне детского сада

«Личный номер». Акция солдатских матерей и «Новой»

Солдата избивали за отказ от контрактной службы

Наши даты
Выводы из Афганистана. Не дай Бог политикам найти для нас очередную войну

Кавказский узел
Кто возглавит Дагестан?

Государство как кровник. Дагестанский очерк

Болевая точка
Разве голодающие в Беслане женщины требуют чего-то невозможного?

Суд да дело
Суд отказал адвокатам Лебедева

Первые лица
«Моя борьба» и «Его идеология»

Чего стесняется президент…

Мир и мы
Богданчиков вез в Лондон акции «Роснефти», а получил повестку в суд

Фридман хотел погонять Осло

Террор
За Лубянкой будут присматривать люди из администрации президента

Штаты победят терроризм в России

Специальный репортаж
Мюнхен-72. «От меня до террористов — 40 метров»

Расследования
Преступление раскрыто. Но преступников нельзя наказывать

Четвертая власть
Жертвы СМИ прошедшей недели

Проспект Медиа
Всеобщая канализация дорого стоит

Зачем Березовский ушел из дома?

К сведению…
Ресин встретит свои 75 на работе

Подробности
Скины зашли на антифашистский концерт

Цена закона
Депортация по-семейному

Власть и люди
Депутаты заслушали больных детей. А некоторым даже и помогли

После выборов
В подмосковном Щелкове опробовали новый вид местного самоуправления

Регионы
Школу сдали в пожарном беспорядке

Маски-шоу для VIP-персон

Отдельный разговор
Крах спичечной фабрики в историческом аспекте

Финансы
«Граждане, сдавайте валюту». Аналитики советуют тратить деньги прямо сейчас

Московский наблюдатель
«Теперь здесь офис». Кто продает детсады?

Новости компаний
Битва за «Связьинвест». Депутат Агеев написал странный запрос

ВАЗ завяз. Новое руководство обещает исправить ситуацию

«Если бравые ребята начнут стрелять, мы их утихомирим»

Интернет
«Власть вероломно войдет в интернет…»

«Стародум» Станислава Рассадина
Жестокие меры обычно принимаются со страху, от неуверенности

Исторический факт
Евгений Евтушенко.
К пятидесятилетию секретного доклада
Н.С. Хрущева о Сталине на Двадцатом съезде


Спорт
Евгений Плющенко забрал свое «золото»

Станислав Петухов: Этой сборной по силам выиграть Олимпиаду

Ольга Пылева: Я не вернусь

Бенефис вратарей из Казахстана

Кинобудка
Берлинский кинофестиваль показывает политизацию Европы

Культурный слой
Министр культуры вступил в сотрудничество с членами Общественой палаты

Театральный бинокль
Богоискатель между печкой и шкафом

Музыкальная жизнь
Блюз крепкий, как виски

За рулем
ГОН на Ходынке. Спецтранспорт ФСО показал, на что способен

Следующий номер
«Новой» выйдет
27.02.2006

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100