NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Константин ХАБЕНСКИЙ:
ЧЕЛОВЕК ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА ПЕРЕГРУЗКАХ
Разговор с актером, который всем нужен
       
(Фото — EPA)       
В этом году исполняется 10 лет сценической жизни Константина Хабенского. То есть на «учебную» сцену легендарной 51-й аудитории Кацмана—Фильштинского он и раньше выходил, когда его еще студентом называли, но наш отсчет — с того момента, когда началась жизнь взрослая, профессиональная. И произошло это весной 96-го, когда спектаклем «В ожидании Годо» вместе с Андреем Зибровым, Михаилом Пореченковым и Михаилом Трухиным они защищали диплом. Председателем экзаменационной комиссии тогда пригласили Алексея Юрьевича Германа, и буквально в следующий же вечер Трухин и Хабенский получили приглашение сняться в эпизоде фильма «Хрусталев, машину!»…
       …Благодаря «Годо» сложилась команда, режиссером которой стал Юрий Бутусов, художником — Александр Шишкин, а главным по сцендвижению — Николай Реутов. Они стучались во все двери: пытались выжить в маленьком, но независимом театре (Театр на Крюковом канале), приживались в театре репертуарном (Театр им. Ленсовета), срывались в сериальный бизнес (первым соблазнился Михаил Трухин), отправлялись в свободное плавание, не расцепляя рук (антрепризный спектакль «Смерть Тарелкина»), парами и поодиночке доказывая ценность каждого из игроков. Кому-то независимость здорово удавалась (смелые режиссерские опыты Бутусова в «Сатириконе» и «Табакерке», сумасшедшие работы Шишкина в спектаклях Андрея Могучего, Виктора Крамера), а кому-то не очень.
       Между тем, c удачами и неудачами, за эти годы Хабенский стал частью нашей жизни, влез на шершавую полку, где мы храним любимые книги и фильмы…
       
       
– Самое важное то, что мы продолжаем трепетно относиться к той профессии, которую выбрали, и вообще продолжаем ею заниматься.
       Профессия достаточно жесткая, и существуют маски, щиты, чтобы не быть заклеванным. Те, кто загружен по полной, понимают ситуацию, в которой мы находимся. Они понимают ритм, нашу неразговорчивость, иногда срывы. Кто сам много работает, и к другим относится как-то по-христиански.
       — Этот ритм — все еще необходимость?
       — Надеюсь, что я уже сам выбираю и ритм, и то, чем именно я буду заниматься. А сначала это была даже не струя, а горный ручей, из которого выбраться не так уж просто. Хочется надеяться, что мы сами диктуем свой распорядок.
       — Ты смог отказаться от съемок на самый ответственный период репетиций «Гамлета»...
       — И правильно сделал. Из-за спешки что-то пропускается, что-то не успевается, а на что-то не хватает сил.
       — Значит, прав режиссер, упрекающий актера в этой чрезмерной занятости. Ведь каждый мастер хочет работать с актером полный рабочий день, требует погружения в процесс... У актера есть контрупрек режиссеру?
       — Если нужен актер, который не работает, полно тех, кто сидит и ждет предложений. Если же нужен актер в рабочей форме, востребованный, тогда нужно понимать и принимать сложившуюся ситуацию. У меня к режиссерам никаких вопросов не возникает. Я, к счастью, общался в основном с теми, кто очень хорошо понимает и чем они занимаются, и чем мы занимаемся.
       — Нет ощущения, что спец-эффекты вытесняют актера?
       — Спецэффекты — дело режиссера, его попытка изложить все более внятно. Мне интереснее история человека, человеческие переживания. Бывает, что эффекты сильнее, чем актерская игра, вот тогда возникает разочарование. К счастью, попадаются фильмы, и наши, и не наши, в которых понятно: прозрачность, простота истории не обедняют фильм, а, наоборот, заставляют смотреть его взахлеб.
       — Прилагательное «успешный» вытесняет менее используемый сейчас эпитет «великий»?
       — Подмены понятий не происходит. Есть великие, а есть успешные. И я мог бы назвать великих из дня сегодняшнего, но не хочу.
       — Когда какой-нибудь внимательный режиссер пригласит в спектакль или снимет вас вместе с Чулпан Хаматовой?
       — Этого хотел Филипп Янковский, но не сложилось. Он сейчас снимает Чулпан в картине с рабочим названием «Меченосцы». Может, еще увидишь нас вместе. Мы, кажется, артисты одной крови.
       …Новый 2006 год Хабенский отмечал с «Дневным дозором»…
       — Если представить Москву территорией, которая делится на зоны добра и зла, ты можешь определить, где эти зоны находятся?
       — Я чувствую себя хорошо дома, у друзей, в какие-то моменты на съемочной площадке или на сцене, в теплой хорошей компании. А туда, где мне плохо, я не хожу.
       — Богемная жизнь совсем не та, какую ведут простые смертные…
       — Хотя я не много знаю о том, как живут, например, врачи, но догадываюсь, что актерская жизнь отличается от жизни людей других профессий. Другие ритмы, другой график. У нас нет выходных, нет фиксированного рабочего дня, мы можем работать 23 часа, а можем — четыре часа в сутки. Нужно уметь выдержать и то, и другое.
       — Антон Городецкий живет в московском ритме?
       — Прежде всего его жизнь связана с обстоятельствами, которые, по идее, не должны были его коснуться. Если, например, я как Костя Хабенский могу составить себе более-менее надежный план на день или на два, то Антон Городецкий этой возможности не имеет. По любому звонку, по любому дуновению он должен бежать туда или сюда.
       — Он же оказывается в этой ситуации не с бухты-барахты, начинается все с его поступка, с принятого решения.
       — Человек проявляется на перегрузках. Из него мгновенно вылезает и все плохое, и все хорошее. Я имею в виду не только физические перегрузки, но и перегрузки обстоятельств. Нехватка кислорода на вершине или в центрифуге или сплошное одиночество — это тоже, на мой взгляд, перегрузки. Это не моя фраза, но она мне очень понравилась: «Антон Городецкий — это человечек, который провалился в свое подсознание и смог выскочить обратно».
       — А продолжение «Дозора» будет?
       — Говорят, что да. По контракту должны снимать 3-ю серию в Голливуде, режиссер тот же — Бекмамбетов.
       — Твои театральные герои в подсознание не проваливались.
       — А как же Калигула? Это же мальчик, который закрывает глаза, а когда открывает, идет на сознательное самоуничтожение, воплощает все свои самые сумасшедшие фантазии..
Братец Опоссум в спектакле Театра имени Ленсовета "Братец Кролик на Диком Западе", 1997 г. (Фото Виктора Васильева)       …«Калигула», год 1998-й. Уже без Трухина. Главное слово «сцена»: первый спектакль команды на большой сцене. Большая сцена Театра им. Ленсовета уходит полукругом просцениума в зал. Сцены — как жанр, излюбленный Бутусовым, который он совершенствует из года в год. Хабенский — в роли императора. Пореченков — Геликон, Зибров — патриций. Огромный вентилятор, забрызганные краской гробы и пальтишки с цветным подбоем. Теперь работа Шишкина для «Калигулы» оказалась первыми скетчами к «Гамлету», выпущенному в декабре 2005-го в МХТ…
       — У мальчика жестокие фантазии, немногие выбрались живыми…
       — А что происходит у нас в голове? Какие мысли там вертятся? Что мы не говорим вслух при взлете самолета? Что мы прокручиваем в голове: а что если мы скажем этому человеку не да, а нет? Что будет, когда нас не будет, что будет, если сегодня я не полечу в тот город? У нас же все время какие-то фантазии, обостренные, яркие и не всегда пахнущие цветами…
       ….Проветрившись, истосковавшись друг по другу, они снова встретились полным составом (не хватало только Андрея Зиброва, которого не удалось пригласить на роль Горацио в спектакль Художественного театра) на феерическом, остроумном «Гамлете». Хабенскому там досталась роль Клавдия, и это один из ключевых акцентов спектакля. Лучший пример того, как даже в сюжетах, отскакивающих от зубов, могут заново распределяться силы и смыслы.
       — «Гамлет» в Художественном театре расширяет сознание зрителя?
       — В финале нашего спектакля повторно звучит монолог «Быть или не быть». Звучит иначе, чем в первый раз, и он должен быть понятен всем людям, которые приходят в театр. Он про то, что из-за нашего страха, из-за нежелания жить пропадают навсегда любовь, дружба, жизнь, такая, какой ее придумал кто-то и когда-то. Гамлет — Михаил Трухин — замечательно это делает: пробивает даже затвердевшую душу. Во всяком случае, так говорили люди, которые подходили ко мне после спектакля. А дальше я не берусь отвечать за них и не готов ответить, что они делают, когда уходят из зала.
       — Твой Клавдий живет разумом?
       — Он пытается жить разумом, но страсть все равно все перекрывает.
       Клавдий получает огромное удовольствие от захвата власти, от того, что смог унизить всех стоящих рядом. И даже от своего ужаса, наваждения: он же понимает, что вот-вот узнают, каким образом он взошел на престол. И от этого адреналина он тоже получает кайф. Ради того же самого адреналина люди прыгают с тарзанок, погружаются в океан. Это как раз то, чего людям не хватает. Клавдий жаждет актерства, жаждет власти.
       — Клавдий любит Гамлета?
       — Конечно, и он начинает сходить с ума при мысли о том, что послал его в Англию, от того, как ему одиноко, когда нет никого рядом.
       — Никого? А как же Гертруда?
       — Это совсем другое: щит, один из предметов власти. Гертруда любит Клавдия, Гертруда любит Гамлета, и между ними двумя она выбирает Клавдия. Но настоящие страсти происходят между Гамлетом и Клавдием.
       Спектакль не про Павликов Морозовых, а про людей, которые хотят жить, хотят хорошо жить. Про людей, которые любят жизнь.
       — В России возрождается институт меценатства, и в это доброе дело живо включаются люди знаменитые. Далеко ходить не надо: Чулпан Хаматова и Дина Корзун начали с того, что устроили в «Современнике» замечательный благотворительный вечер. Кого там только не было… И никого из вас тоже почему-то не было.
       — У нас в тот вечер был «Калигула». Молодцы, что у них есть силы и желание это делать. Конечно, я обеими руками «за», но, к сожалению, у меня пока все на словах, маниловщина.
       — Актеры выполняют функции разведчиков, индикаторов.
       — Все зависит от режиссера, кем он тебя выставит: индикатором, разведчиком, актером, произносящим текст, или интересной личностью.
       — А от актера? Ты же пропускаешь через себя текст, роль. И от тебя зависит, понятен сегодня Зилов или нет, внятна история Клавдия или …
       — … а еще зависит от того, интересно тебе работать или не очень. Если тебе интересно, ты бьешься за своего персонажа и заражаешь своей энергией, своим интересом, своим глазом. И это может быть Зилов, может быть Клавдий — кто угодно. Выбор такой: либо ты бьешься ради того, чтобы два часа прошли как можно быстрее и ты ушел домой, либо за то, чтобы эти два часа были нескончаемыми. Нескончаемо интересными, неожиданными и для тебя, и для партнеров, и для зрителей.
       — Мы так долго ждали, когда же вы с режиссером Юрием Бутусовым снова станете работать вместе.
       — Встреча с Бутусовым — это радость. Радость от общения, от очередного сомнения и ковыряния в себе, сомнения в правильности трактовки персонажей, в правильности общего направления спектакля.
       Не зря же мы 8 месяцев копались в этом материале. Я не видел ни одного Клавдия, который реально противостоит Гамлету. Обычно это были актеры-функции, произносящие текст.
       — Если бы появилась возможность соединиться с Бутусовым и другими игроками вашей команды в театр, вы готовы к такому повороту?
       — Возникнет ситуация — возникнет ответ. Пока Юрий Николаевич работает приглашенным режиссером, и его, как я понимаю, это почти устраивает.
       Сейчас я жду, когда он озвучит следующее название, с которым придет в МХТ.
       — Вы восстанавливаете «В ожидании Годо», спектакль, с которого все начиналось и который стал эпиграфом ко всему, что было сделано Бутусовым после.
       — Да, мы надеемся играть «Годо» в Москве. Это спектакль, который ставил не только Бутусов, который репетировали не только четыре актера, декорации для которого делал не только Александр Шишкин. Это спектакль, в постановке которого участвовал еще Кто-то. Наша компания наметила себе направление и пошла по заданному курсу с особенным ощущением театра в душе. Мы живем с тем ощущением театра, которое получили от спектакля «В ожидании Годо».
       — И вот ты с этим специфическим ощущением попадаешь, например, к режиссеру Сергею Женовачу, а у него совсем другое ощущение театра, не хуже и не лучше бутусовского, просто другое….
       — Случаются конфликты даже с Бутусовым. Но ощущение театра через призму «Годо» мне кажется универсальным. Этот театр включает в себя то, что я люблю больше всего, — трагифарс, трагикомедию. Люди плачут, смеются, задумываются, слушают текст, наслаждаются картинкой — это и есть самый сокровенный театр.
       
       Ольга КОРШАКОВА
       
09.02.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 9
9 февраля 2006 г.

Точка зрения
Борис Немцов: Олигархи не исчезли. Ими стали чекисты

Отдельный разговор
Власть перешла к широкомасштабному подавлению гражданского общества. Спецоперация «Россия-2»

Суд да дело
Доктор Рошаль: Вы сегодня судите больше государство, чем террористов

Приговор: любить власть 2 года. Условно

Процесс над Дмитриевским мыслился как показательный. Вышел — нелепым

Подельники Кадета в бегах

Эпоха тюремного ренессанса

Захват зала суда

Присудить к помилованию. Первый опыт специальных судов для несовершеннолетних в России

Армия
Штатский рабовладелец избивал солдата-раба, купленного у полковника

Солдат сломал позвоночник на строительстве командирской дачи

Обстоятельства
Определена самая перспективная разновидность россиянина: молодой, женатый, богатый чиновник

Подробности
Как рядом с губернатором Пермского края оказались неофашисты и при чем тут шоумен Иван Демидов

Цена закона
Принимая закон «О рекламе», единороссы разрываются между партийной дисциплиной и лоббистскими интересами

Мир и мы
Зачем России бессмысленное сверхсекретное и сверхдорогое супероружие?

В Татарстане изъяли из магазинов датские сыры и колбасы

Московский наблюдатель
Музей Сахарова не планировал выставлять скандальные карикатуры

Где Боб Марлей как Бармалей…

Регионы
В Воронеже отменили бесплатный проезд

Вятских аграриев мобилизируют в партию власти

Санкт-Петербург
«Коричневая чума» для служебного пользования

Краiна Мрiй
Украину, кажется, купили. И возможно — за 30 сребреников

Наградной отдел
Сценарий церемонии вручения «Золотого алмаза России – 2005»

Спорт
Интервью с Дэйвом Кингом, первым канадским тренером, работающим в России

Телеревизор
Егор Бероев: У людей популярно то, что им показывают

«Лучшие» шутки телеканалов

Свидание
Константин Хабенский: Человек проявляется на перегрузках

Кинобудка
На открывающемся сегодня Берлинском кинофестивале Россия не представлена

Алла Боссарт. Плач по сатирическому роману 30-х годов

Театральный бинокль
Большой театр выпустил новую «Золушку»

Библиотека
Библиотеку для слепых обвиняют в сектантстве

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100