NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ОНА ЖИЛА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Самара простилась с Аннетой Басс — директором Самарского художественного музея
       
(Фото Юрия Михайлина)       
Она даже была кавалером французского ордена. Но дело разве в этом… Она была уникальным человеком.
       После окончания Ленинградского университета, несмотря на то что могла остаться в Эрмитаже, она вернулась в родной город и с августа 1953 года стала работать в Самарском художественном, а через пять лет стала его директором. Аннета Яковлевна сумела добиться, что музею передали особняк Шихобалова (дом с атлантами) и бывшее здание Волжско-Камского банка на Дворянской (тогда — улице Куйбышева), а в селе Ширяево открылись музеи Ильи Репина и поэта Александра Ширяевца. Это далеко не полный список того, что создано Аннетой Басс. Ею подготовлены к изданию различные альбомы, каталоги, книги, посвященные родному Самарскому музею. Она организовала великое множество выставок, художественных акций, научных конференций. А сколько раз путешествовали по разным городам и даже странам наши коллекции. Никогда не было в Самарском художественном традиционной музейной тишины. На столе у директора, кажется, никогда не умолкал телефон.
       Аннета Яковлевна имела свои пристрастия в искусстве. Но экспозиции в нашем музее были самые разнообразные. Всему находилось место — самому современному, как ныне принято говорить, актуальному искусству и классическому. Самарцы помнят, как на площади Куйбышева проходили митинги протеста так называемых патриотических сил против авангардной и в чем-то, конечно, эпатажной выставки «Безумный двойник». Митингующие держали в руках лозунги, на которых красовались воззвания не только против «чуждого» искусства, но и против «русскоязычного» директора музея, который много лет подряд, по их мнению, уничтожал русскую культуру в своем музее. В одной из самарских газет появлялись соответствующие публикации. Писались наверх жалобы, а точнее, доносы. Но история эта окончилась своеобразно. По иронии судьбы вскоре после этих демонстраций Аннета Яковлевна получила Государственную премию. «За сохранение национального наследия и развитие музейного дела в России» — так звучала формулировка.
       Небольшого роста женщина, с тихим голосом, похожая на учительницу, кажется, могла добиться всего и от властей, и от своих коллег — музейщиков, коллекционеров, художников.
       У Аннеты Яковлевны была потрясающая память. Мне кажется, что про каждый экспонат коллекции она могла прочитать научную лекцию или рассказать забавную историю. Позвонишь ей вечером, задашь какой-нибудь вопрос, касающийся родного города, и тут же услышишь подробнейший и интересный рассказ. К сожалению, не знаю, записывала ли она все то, что знала и помнила, или записывал ли кто-нибудь за ней.
       Аннета Яковлевна будто жила одновременно в прошлом, настоящем и будущем. С ее уходом распалась связь времен. Она не только любила и хорошо знала историю. Но она была удивительно современным человеком. Она быстро научилась ориентироваться в современной очень непростой жизни. Наверное, не случайно несколько лет подряд проходили в Самарском музее научные конференции с красноречивым названием «Наследие—современность». Аннета Басс всегда жила будущими новыми проектами, идей у нее было множество. И что немаловажно: проекты она умела не только сочинять, но и воплощать, даже самые фантастические.
       Неоднократно я брала у нее интервью. В одном из них она сказала. «Если бы я ушла на пенсию в 55 лет в 85-м году, то была бы огромная трагедия, потому что я лишилась бы всего самого лучшего, что происходит в наше время. Мир стал открытый. Например, когда я кончала университет, вся история западного искусства от импрессионистов до современности заняла всего два лекционных часа. Все же остальное узнавалось потом. А теперь и мы ездим, и к нам постоянно приезжают гости.
       Появились у нас совсем иные возможности. Город Самара отличается от города Куйбышева. Скажу о том, что это время дало именно нашему Художественному. Я так рада, что музей получил это здание. Наша коллекция и этот особняк эпохи модерна, его красивый фасад, мраморный зал, широкая мраморная лестница будто созданы друг для друга. Картины здесь совсем по-другому себя чувствуют. Мы стали настоящим музеем, а не просто помещением, где что-то время от времени выставляется. Несмотря на все бытовые проблемы, маленькие зарплаты, неурядицы, сейчас счастливое время».
       Теперь в этом красивом особняке на улице Куйбышева, о котором с такой гордостью рассказывала Аннета Яковлевна, в Мраморном зале проходила гражданская панихида. Читали бесконечные телеграммы из Москвы, Питера, из Министерства культуры, Эрмитажа, Третьяковки, Музея современного искусства…
       Несмотря на сильный мороз и метель, пришло очень много людей разных поколений и далеко не только творческих профессий. Аннета Яковлевна была не только настоящим гражданином своего родного города Самары или даже России, а гражданином мира.
       
       Ольга ИДЕЛЬСОН, Самара
       
26.01.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 5
26 января 2006 г.

Расследования
Булыжник Её Величества

Британцы не оставили камня на камне…

Комментарии экспертов

Вопросы, на которые пока нет ответов

Суд да дело
Зачем Ходорковского отправили в ШИЗО?

Если суд по делу Кулаева будет быстро закончен, то жителям Беслана просто негде будет услышать правду

Процесс над антифашистскими пособниками

Митинги.Ру
Омская оппозиция прошла испытание холодом

«Стародум» Станислава Рассадина
Пожалейте стукачей. У них была своя драма — драма искалеченных судеб

Власть и деньги
Генеральская схема: щедрые рязанские сироты и старики подарили областной администрации 15.000.000 долларов

Обстоятельства
В Россию едут турецкие фуры с морожеными курами

Специальный репортаж
Россию контролируют сотрудники ЦДУ. Репортаж из центра управления энергетической системой страны

Политические игры
Рогозину и его соратникам послан сигнал: блок «Родина» больше не нужен

Навстречу выборам
Неправильные «яблоки». Липецкий избирком подошел к Рубикону

Регионы
Один метр метро. Казанская подземка на 1001-м году

Краснодар вышел на преступную связь с Калифорнией

Инострания
Страсбург схватил ЦРУ за щупальцы

Болевая точка
Пока Владивосток ищет виновных, ему предлагают кандидатуры «виноватых»

Плата за жульё
В Красноярске думают, как обойти запрет Путина не поднимать квартплату более чем на 20%

Московский наблюдатель
Наше собачье дело. Подробности акции «Будем людьми в год Собаки»

Наши даты
Краткий отчет о праздновании Дня студента в МГУ

Подробности
После каникул не все студенты вернутся в общежития

Армия
«Деды» повеселились с тяжелыми последствиями

Люди
Самара простилась с директором Самарского художественного музея

Культурный слой
Госфильмофонд России заложат кирпичом?

Спорт
Секретный медальный план. Спортивные чиновники прочат нам 5-е общекомандное место

Проспект Медиа
Кто заказал доктора Курпатова?

Петербург обрел федеральный голос

Телеревизор
Григорий Остер: Страх не угодить

Свидание
Владимир Меньшов и Вера Алентова: В театре интереснее

Музыкальная жизнь
Аквариумы для мажорной музыки

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100