NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР В ПРОВИНЦИИ: ЗА И ПРОТИВ
Репортаж с фестиваля «Старейшие театры России в Калуге»
       
       
Фестиваль «Старейшие театры России в Калуге» — свидетельство того, что творческие и технологические возможности старого российского репертуарного театра далеко еще не исчерпаны, а новое поколение не всегда выбирает клубные танцы под тексты Театра.doc. В преддверии грядущей театральной реформы фестиваль смотрелся как ревизия: что же сегодня предъявляют «старейшие» городам и миру?
       В этом городе даже далекие от театра люди помнят и при случае расскажут, что театр здесь возник по личному указу Екатерины II в 1777 году, одновременно с учреждением Калужского наместничества. Мне это рассказали в электричке, идущей в Калугу с Киевского вокзала. Театр в Калуге всегда находился под патронажем властей предержащих и рассматривался как стратегическая часть государева дела. Первых актеров калужская община взяла на полное содержание: обеспечивала жильем, одеждой, питанием. Большую часть финансовых затрат в связи с проведением всероссийского фестиваля несет местная администрация. Не так давно губернатор пообещал, что фестиваль будет проходить регулярно раз в два года.
       
       Линза фестиваля
       Тех, кто приехал в Калугу впервые, обязательно ждет экскурсия по театру. Но экскурсия эта — рабочая: вам покажут, как остроумно можно решить бытовые проблемы и сэкономить деньги. Например, перегородить часть коридора и в образовавшемся аппендиксе оборудовать крохотный гостиничный номер для приезжающих режиссеров и художников. Или таким же образом выгородить собственный тренажерный зал. Или завести смешную внутритеатральную «Стену плача», и это будет не просто курилка, но контейнер, где аккумулируются вполне конкретные просьбы к руководству. Я уже не говорю о мониторе над кассой, где калужский зритель проверяет вид на сцену с места, которое он покупает (ноу-хау театра плюс спонсорская поддержка). Или о видеоролике в фойе, в котором губернатор говорит о том, почему он считает важным поддерживать театр. На время спектакля каждый зритель застрахован одной из местных страховых компаний на сумму 100 тысяч рублей: горожанин должен знать, что он идет в безопасное место. Дизайнерские идеи — личный проект и разработки директора театра Александра Кривовичева.
       Выпускник ЛГИТМИКа по специальности художник-сценограф и технолог, он не перестает усовершенствовать внутреннее пространство театра — от актерского буфета и до всевозможных уголков-"шанхаев», свидетельствующих о том, что сюда не просто ходят на службу — здесь живут. Сам Кривовичев, правда, называет все это плодом коллективного творчества, попыткой выжить в сложных современных условиях.
       Старейшие театры России, многие из которых перешагнули двухвековой рубеж, вовсе не так крепко держатся за архаичные формы, как можно было бы ожидать.
       Здесь можно увидеть классического Актера Актерыча, способного до бесконечности повторять грубоватые гэги, чтобы обойти всех по количеству сорванных аплодисментов, и классически чистые спектакли, и символистскую драму, и попытки разобраться с современной пьесой, и опыты создания собственной, рожденной в театре, драматургии.
       В прошлый раз фестиваль напомнил и о высоком драматизме актерской профессии. Во время показа спектакля Тульского академического театра по пьесе Марии Ладо «Очень простая история» у 49-летнего Михаила Матвеева, игравшего роль Соседа, остановилось сердце... На следующий день после этого, так трагически оборвавшегося на двадцать второй минуте спектакля, на сцену вышли совсем еще молодые актеры и студенты, занятые в спектакле Калужского театра драмы «Завтра была война». Уход актера -— на сцене, на глазах у ахнувших зрителей и коллег — стал для юных актеров, да и для всех нас, не только шоком, но и уроком человеческой и профессиональной судьбы.
       
       Жанр — успех у зрителей
       Не секрет, что многие театры в провинции сегодня, испытывая дефицит в крепкой режиссуре, охотно приглашают иногородних режиссеров на разовые постановки. Хорошо, если повезет (и гонорара хватит) заполучить личность с именем, способную вырвать театр из полусонного существования. В свое время именно такая «столичная интервенция» Валерия Беляковича на сцену Нижегородской «Комедiи» позволила театру, переживавшему не самые лучшие времена, подняться на новую ступень и привлечь к себе внимание театралов. В «Комедiи» решились даже отдать знаменитому варягу художественное руководство театром (при почетном регентстве 80-летнего патриарха Семена Лермана), но такое дистанционное управление с самого начала было обречено на провал и привело к тому, что театр сегодня стал сдавать завоеванные с боем позиции.
       Эта проблема — театр без режиссера и набеги театральных варягов — во весь рост встала и на очередном фестивале старейших театров во время показа спектакля «Бешеные деньги» Владимирского театрального комплекса (так по-новому называется областной театр). Режиссура этого поставившего в тупик спектакля была импортирована из Малого театра. Оказалось, бренд знаменитого театра вовсе не гарантирует качества. Владимирские «Бешеные деньги» имеют путаную родословную. Виталий Иванов поставил этот спектакль десять лет спустя после своей же премьеры в Малом.
       В Калуге «Бешеные деньги» срывали неоднократные аплодисменты даже по ходу действия. Но аплодировали чему? Выходу нового русского медведя Василькова в ослепительно белом костюме. Комментарию Телятева: «Ах, кабы меня кто взял в экономки!». Заключительной реплике (то есть опять же злободневному тексту Островского): «Знайте: я из бюджета не выйду». Возможно, вся фишка была в том, чтобы перевести Островского в «народный» жанр оперетты или капустника?
       
       Новое поколение выбирает...
       А вот там, где актеры и художник не скованы узостью режиссерского мышления, где театр совпадает с режиссером, неминуемо появляется дыхание искусства. Казалось бы, у пластической фантазии «Мужчина и женщина» задачи сугубо учебные. Красочный, динамичный спектакль поставлен москвичом Владимиром Беляйкиным с молодежной труппой (при Владимирском театральном комплексе существует театр-студия, руководит которой народный артист России Николай Горохов). Азарт, о котором много говорили во время фестивальных обсуждений, не единственное достоинство этого экспериментального спектакля.
       Вообще приверженный академической традиции Калужский фестиваль можно было бы назвать «Старейшие театры и новое театральное поколение». Например, в спектакле главного режиссера Калужского областного драматического театра Александра Плетнева «Завтра была война» заняты совсем молодые актеры и студенты-третьекурсники РАТИ, филиал которого действует на базе театра.
       У этого спектакля сложная нелинейная оптика. Необычное для театра обозначение жанра — «повесть о юности» — предельно точно: это повествование о юности страны. Вдруг оказывается, что для нас, сегодняшних, это вовсе не идеология, а воспоминания, боль, жизнь, нечто неназываемое — в составе крови. Здесь и зрительские аплодисменты — другие. Хлопают — прозвучавшей песне. Тому, что ребята после ареста Люберецкого приходят поддержать Вику: отмечают поступок.
       Оформление спектакля (художник Борис Ентин, Тульский академичсекий театр драмы) — предельно лаконичное. Сцена очищена от всего лишнего. Платформы-трансформеры — это и лестничные площадки, и стены, сжимающие старый двор, и школьные коридоры. В проводах запутался воздушный змей. Но воздух в этом спектакле то просвечивает майским теплом, то сгущается до состояния метафизической тьмы. Двери — открыты. Двери вообще не закрываются. Лифты прозрачны. Всё — навылет. Любая клеточка этой жизни — навылет, доступна, распахнута, беззащитна. Откуда-то сверху опускаются планшетки-парты. Потом, в финале, они превратятся в надгробные плиты — почти все мальчики и девочки, герои этой истории, погибнут. Но спектакль о том, с чем они ушли в вечность. Неслучайно в версии Плетнева и его единомышленников юные герои Васильева построятся и уйдут вслед за отцом Вики Люберецкой — с ним первым связан для них урок верности и чести.
       Когда после смерти Вики вбежавший Юрка крикнет: «Леонид Сергеевич Люберецкий домой вернулся!», кто-то вскрикнет в притихшем зале: «Ах!.»., — не отделяя себя от истории на сцене. Художественное целое рождается здесь во взаимодействии с залом. Плетнев — автор инсценировки знаменитой повести Бориса Васильева. Но по праву соавторами его можно назвать весь театр, вплоть до рабочих бутафорской мастерской.
       А вот какая дистанция самая приемлемая в отношении к современной драматургии? Калуга показала на фестивале еще один спектакль — поставленную на малой сцене Александром Баранниковым пьесу Николая Коляды «Америка России подарила пароход». Лидер современной отечественной драмы, сравнявшийся по количеству написанного уже, наверное, с Лопе де Вега, прекрасно знает, на какие точки у зрителя надо жать, чтобы спектакль имел успех. Одиночество, несостоявшаяся любовь, трагически нелепая смерть ребенка, прошлое, которое не отпускает... Кто ж на такое не откликнется? Это про нас, про меня, мою подругу (друга). Пьеса про пароход — настоящая слезовыжималка. Просто обреченная на успех. Но «Пароходу» не хватает тайны. Автор, а вслед за ним и режиссер, слишком бережно отнесшийся к оригиналу, разжевывают-пережевывают историю, повторяя ее на новом градусе истерики и надрыва — для непонятливых и толстокожих. «Пароход» давит своей клинической договоренностью.
       
       Роль личности в истории
       И еще одну модель строительства театра и взаимоотношений с современниками представил фестиваль старейших театров. Приехавшие из разных городов России и участники международного семинара театральных критиков из стран СНГ смогли увидеть театр, который среди ценителей слывет легендой, но который увидеть в наше безгастрольное время практически невозможно, — театр Юрия Копылова. Писать нужно именно так, потому что это безусловно авторский театр и такая система отсчета, такая внутренняя планка, которая превращает провинциальный тихий Ульяновск в космическую точку, где происходит рождение и гибель миров и галактик. Художественный руководитель ульяновского театра недавно был удостоен премии имени Станиславского в номинации «Строитель театра». Действительно, Копылов строит в не слишком театральном, по общему мнению, городе высочайшего класса театр, который не боится задавать себе и зрителям самые крайние, самые мучительные вопросы. Такой театр нечасто встретишь в провинции, диалог с таким театром требует напряжения всех душевных сил и мужества. Сегодня разновозрастная ульяновская публика ходит, и не по одному разу, на трагедию Пиранделло «Генрих IV» и драму «Лев зимой», размышляет над «внутренним текстом» гончаровского «Обрыва», погружается в экзистенциальные лабиринты пьесы Сартра «Дьявол и Господь Бог»: режиссер приучил город к сложной образности своего художественного языка. У Копылова — звездный актерский состав, в том числе и в «Генрихе»: потрясающий Борис Александров, умеющий притягивать в тесный театральный зал космические бездны, Валерий Шейман, совершающий головокружительные переходы от иронии к высокой трагедии, художник-философ Станислав Шавловский... И это тоже завоевание русского репертуарного театра — превращать процесс создания спектакля в исследовательскую работу, подчиняя и преображая пространство вокруг себя.
       
       Елена ЧЕРНОВА, Нижний Новгород — Калуга
       
NovayaGazeta.Ru, 23.01.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 4
23 января 2006 г.

Цена закона
Почему до сих пор не принят закон о переносе игровых автоматов за городскую черту

Кавказский узел
Юрий Иванов: Президент из списка свидетелей просто исчез…

«Лица в штатском» — сначала они прятались от террористов, теперь от потерпевших

В Ингушетии продолжают ловить полевого командира «Магаса» (пятого по счету)

Политические игры
Россияне, наша Родина кем-то окружена!

Россия одной ногой в КПРФ

Власть и деньги
На берегу Воронежского водохранилища местные чиновники построили закрытый яхт-клуб

Финансы
Золотовалютный раствор. Все смешалось на счетах Центробанка

Точка зрения
Анатолий Вишневский: Современный город уже не может существовать без притока людей из деревень, сел и аулов

Мир и мы
Поставки оружия в Иран: персидский шах и российский мат

Санкт-Петербург
Саммит «большой восьмерки». Назревают первые скандалы

Специальный репортаж
Корякия, самый раскрученный на ТВ регион Дальнего Востока: жизнь идет своим вездеходом

Милосердие
Паше Леванову нужны доноры крови!

Четвертая власть
Маленькая «пэ» национального масштаба

Краiна Мрiй
«Труба» никуда не зовет

Регионы
Из саратовского интерната сбежала сотня сирот

Директор школы избивал учеников «в воспитательных целях»

Ртуть в шоколаде

Московский наблюдатель
Холода и БОМЖьи милости

Магазин времени
Новогодние каникулы: потери и приобретения

За рулем
Кто и как зарабатывает на окоченевших машинах и их владельцах

Наградной отдел
Ордена за медали и деньги за монеты

Вольная тема
Юрий Рост. «Серебряная муха»

«Стародум» Станислава Рассадина
Дневники композитора Георгия Свиридова и их оценки

Библиотека
Твардовский: от Гринева до Болконского

Люди
Человек, горевший на работе. Где учился главный пиротехник главной киностудии страны

Кинобудка
Хроника блокады «Ленфильма»

Мина при хорошей игре

Наука
Академик Георгий Голицын: Мы живем в межледниковом периоде

Спорт
Александр Стеблин продолжает руководить Федерацией хоккея

Как вылетают из высшей лиги…

Россия еще фигурирует

2005-й: это был год настоящих петухов

Театральный бинокль
Репортаж с фестиваля «Старейшие театры России в Калуге»

К сведению…
Рецепт успеха доктора Эсамбаева

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100