NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РЕВОЛЮЦИЯ, КОТОРУЮ НЕ ЖДАЛИ
Российский автопром вступил в фазу нового передела?
       
       
В декабре 2005 года на ОАО «АвтоВАЗ» сменился менеджмент. В результате внеочередного собрания акционеров 22 декабря генеральным директором автокомбината стал представитель «Рособоронэкспорта» Игорь Есиповский, а председателем совета директоров был избран Владимир Артяков, выходец из той же структуры. В состав совета директоров вошли также три представителя Внешторгбанка: Валерий Лукьяненко, Андрей Пучков и Василий Титов. Совет по стратегии автопредприятия возглавил руководитель Роспрома Борис Алешин.
       Надо отметить, что изменения на АвтоВАЗе стали неожиданными для большинства наблюдателей и больше походят на классический рейдерский захват образца 1990-х. Действительно, ОАО «АвтоВАЗ» уже традиционно входило в сферу интересов самарской группы компаний «СОК», которая за последние годы превратилась в один из крупнейших автомобильных холдингов России наряду со структурами БАЗЭЛа и «Северстали» («Руспромавто» и «Северстальавто»).
       В начале 1990-х соковцы начинали с автомобильного ритейла, построив собственную сеть по продаже вазовских автомобилей. Постепенно группа расширила сферу деятельности, занявшись производством автокомпонентов на целом ряде предприятий в нескольких регионах России. В итоге под контролем «СОКа» оказалось до 50% производства комплектующих для тольяттинского автогиганта. Руководство группы заявило, что рассматривает автопром в качестве приоритетного направления и приступает к консолидации своих автомобильных активов, масштабной реорганизации и перевооружению производства. Логичным завершением этого процесса должно было стать включение самого АвтоВАЗа в уже отлаженную производственную и сбытовую цепочку. По некоторым данным, соковцы уже достигли договоренности о приобретении почти 60% акций ОАО «АвтоВАЗ». И вдруг все перевернулось с ног на голову, на этот раз силовым вмешательством отдельных госчиновников и госструктур.
       27 октября 2005 года неожиданно подает в отставку бессменный руководитель автопредприятия Владимир Каданников. На пресс-конференции он отказывается комментировать причины собственного ухода и отделывается общими фразами. В ноябре интерес к АвтоВАЗу вдруг проявили персоны и структуры, близкие к госпредприятию Рособоронэкспорт. Почти одновременно начались обыски и выемки документов в офисах ГК «СОК», а в Тольятти высадился впечатляющий десант работников силовых структур, которые взяли на себя функции охраны объектов ОАО «АвтоВАЗ».
       Казалось бы, не произошло ничего, выходящего за рамки закона, — волей большинства акционеров было заменено руководство автопредприятия, как выразился один из участников процесса, государство лишь делегировало свой эффективный менеджмент для развития ОАО «АвтоВАЗ». Вот только неожиданные отставки и назначения, силовые акции ставят под сомнение не только этическую чистоту данного процесса. Скорее уж отдельные чиновники и представители госкомпаний выступили в роли пресловутых рейдеров, установив контроль над крупнейшим автомобильным предприятием России.
       Вопрос в том, насколько цель оправдывает средства, насколько грамотной и эффективной покажет себя новая управленческая команда и не станет ли это началом конца и без того не очень успешного автопроизводства.
       Экономическая практика показывает, что государство — далеко не самый эффективный собственник и далеко не самый успешный управленец. Рентабельность государственных предприятий и компаний с преобладающей долей государственного участия, как правило, существенно ниже аналогичных компаний и предприятий с участием частного капитала. Имея за спиной мощную опору в лице государства, его финансового и административного ресурса, менеджеры госкомпаний — те же чиновники — зачастую не заинтересованы ни в оптимизации управления, ни в снижении расходов, ни в общей интенсификации бизнеса. В этой связи установление госконтроля над крупнейшим российским производителем автомобилей, проведенное к тому же весьма сомнительными методами, не внушает оптимизма. Тем более что единая позиция государства в отношении будущего АвтоВАЗа как раз отсутствует.
       Так, глава Роспрома Алешин заявил, что в его ведомстве разрабатывается комплексная программа развития ОАО «АвтоВАЗ», на которую будет выделено из бюджета почти пять миллиардов долларов. Однако в пресс-службе Минпромэнерго слова Алешина опровергли, заявив, что разработка программных документов вообще не относится к компетенции Роспрома, а сам министр промышленности и энергетики Христенко и вовсе высказался в том духе, что у государства отсутствуют планы относительно будущего АвтоВАЗа.
       Получается, что нынешний передел на ОАО «АвтоВАЗ» инициирован не государством как таковым, а отдельными группами чиновников и руководителей госкомпаний, которые ухватились за очередной жирный кусок, правдами и неправдами отодвинув в сторону тот самый эффективный и успешный частный бизнес, в данном случае группу компаний «СОК». Отсюда и амбициозные программы развития, о которых никто не слышал, отсюда же и бюджетные средства, которые будет так легко и привычно «освоить».
       Между тем российский автопром, почти безнадежно лежащий на боку, войдет в штопор. На место отечественных производителей автомобилей придут богатые иностранные автоконцерны, которые давно с интересом поглядывают на российский рынок. И тогда уже никакие программы и бюджетные средства не спасут АвтоВАЗ, он будет просто никому не нужен.
       
       Андрей КАЛМЫКОВ
       
19.01.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 3
19 января 2006 г.

Власть
Считайте их в коммунизме

Болевая точка
Ситуация в Шелковском районе Чечни продолжает оставаться критической

Расследования
Беслан. Танки мстили за спецназ?

Ликвидаторы. Как действуют и кому подчиняются специальные группы ФСБ, МВД и ГРУ

Дело о секретных агентах. Как из милиции изгоняют приличных людей

Суд да дело
Кто наткнулся на языковой барьер?

Подробности
Рынку не светят. А он и не греет

Московский наблюдатель
Менты защищают бездомных

Мороз по 70 евро

В темноте, да не в обиде

Страна уголков
Холодный январь 2006-го. Хроника сопротивления

Регионы
Преступность крепчает параллельно с ВВП

Задержан мальчик с погромушкой

Косметический налет

Плата за жульё
Администрация Воронежской области сообщила жителям о росте тарифов. На всё

Власть и люди
Врачи придумали хитрый прием

Жителям Калмыкии приходится покупать справки об инвалидности

Власть и деньги
Саратовская прокуратура требует снизить зарплату госслужащим

Финансы
Похоже, правительство решило удваивать не ВВП, а тарифы в регионах

Новости компаний
Российский автопром вступил в фазу нового передела?

Краiна Мрiй
Отряд не заметил потери Бойко

Новейшая история
Путин возрождает железный занавес. Лукашенко ассистирует

Медицина
Академик Каверин: «Птичий грипп» чрезвычайно опасен

Специальный репортаж
Судьба-картошка. В снегах Псковской области раскинулась небольшая Руанда

Милосердие
«Детский вопрос» находит ответы

Сюжеты
Татьяна Гузова: Не зарекайся от сумы и опоссумов

Вольная тема
Александр Генис. «Танго с говядиной»

Спорт
Не вышло поле перейти. Как умирают футболисты…

Театральный бинокль
Модерн в старом доме

Точка зрения
Критик о театральной критике: Наша профессиональная добросовестность сомнительна

Культурный слой
Первое серьезное исследование русской эмиграции наших дней написано на французском

Музыкальная жизнь
Пожар в степи. Как он горел в Москве, у метро «Проспект Мира»

Телеревизор
Алексей Панин: Телевидение — это фон

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100