NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НАС ИСПОРТИЛ КВАРТИРНЫЙ ОТВЕТ
Зачем Булгаков в XXI веке снова прислал нам критиков Латунских? Полемика с оценщиками работы Владимира Бортко
       
Андрей МАКСИМОВ, автор       
Я раньше не думал, что два слова, во многом определяющие нашу сегодняшнюю жизнь, — это самомнение и неуважение. Любовь к себе и неуважение ко всем остальным. Мы (себя не отделяю) — эдакие эгоцентрики: все, что вокруг нас, — то и есть мир. А что подальше — так, приложение. То, что мы понимаем, — наше. Что не понимаем — чужое.
       «Мы ленивы и нелюбопытны», — сказал Пушкин. Сегодня мы, наоборот, куда как шустры и куда как любопытны, особенно до всего, что нас касается. Сегодня мы — самовлюбленны и неуважительны.
       С печалью убедился я в этом, глядя, как реагируем мы (себя отделяю) на выдающийся (подчеркиваю определение, оно — принципиально) фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».
       
       
Казалось бы, чего писать о картине, которая уже столько дней как прошла? Ан — стоит. То, что картина эта в нас открыла, то в нас и осталось. Нам с этим жить! Может быть, надо об этом подумать?
       Едва прошли первые серии картины, критики стали ее критиковать, при этом почти все писали: «Впрочем, конечно, дальше смотреть будем, потому как — надо…».
       В то же самое время мой семилетний сын — неожиданно, признаться, для меня ставший фанатом картины, — ждал каждой следующей серии не потому, что надо, а потому, что ему было интересно.
       Вот чего нам так не хватает в восприятии искусства — наивности. Мы все больше оценщики, а не зрители. Мы не сопереживать хотим, а оценки ставить. А ведь для того, чтобы над вымыслом слезами облиться, надо в вымысел поверить. Куда там!
       «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!» Каждый смотрит на экран с одной мыслью: соответствует ли взгляд Бортко его собственному взгляду на роман. Но вот ведь какое дело: не наше понимание воплощал режиссер, а свое собственное. Потому что нашего понимания у него нет, а свое, к счастью, есть.
       «Как же так! — кричали отовсюду. — Воланд, мол, стар. Басилашвили, конечно, хороший актер, но стар! И Лавров стар. Понтию Пилату было тридцать три года, а тут…».
       Можно подумать, что Бортко не в курсе того, сколько лет Лаврову и Басилашвили. Но ведь если он взял этих артистов — значит, он что-то имел в виду. Может, не стоит предлагать свою концепцию, а хотя бы попробовать понять чужую?
       Знаменитый фильм мастера «Собачье сердце» был, в частности, о том, как пожилой, мудрый человек оказывается бессилен перед хамством и напором. «Мастер и Маргарита», в частности, о том, как два пожилых, мудрых человека — Пилат и Воланд — каждый по-своему оказываются бессильными перед течением жизни. В новом фильме по Булгакову Бортко продолжает тему знаменитой картины, и поэтому так забавно выглядит противопоставление этих двух булгаковских лент, которые на самом деле продолжают одна другую.
       Мы привычно много говорим о силе Воланда. И она в картине есть. Но что поразительно — есть и его слабость. У Воланда не получилось дать Мастеру свет, потому что Он решил, что Мастер достоин только покоя. И что в сравнении с этой неудачей все победы Воланда?
       Глядя на Воланда — Басилашвили и на какой-то запредельно мудрый, чтобы не сказать «иконописный» взгляд Иешуа — Безрукова, я думал о том, чем, может быть, отличается дьявол от Бога. Дьявол — любопытен: он пытается понять людей и мир. (Чего стоит один кадр, когда Воланд смотрит на людей в варьете, пытаясь их понять? Много ли есть у нас артистов, умеющих ТАК смотреть?) Бог выше любопытства. Он все понимает. Он старается помочь и простить, а не понять.
       В этом любопытстве, которое никогда не может быть окончательно удовлетворено, в этом бессилии понять людей — слабость Воланда. И такого Воланда должен был играть пожилой артист. Желательно выдающийся. Желательно Басилашвили.
       
Владимир Бортко и его мастера. Рабочий момент съемки. (Фото — masterimargarita.ru)
      
       
Когда картину обвиняют в том, что она не следует каким-то религиозным канонам, хочется перекреститься и попросить у Него прощения за тех, кто не ведает, что творит. Потому что картина — как и роман — проникнута ощущением Бога, твердым и не нуждающимся в доказательствах убеждением в том, что Он вершит здесь все и что без Его воли ничего не происходит. Конечно, картина не религиозна в традиционном понимании этого слова. Она говорит о Боге как о естественной реальности. И за это — отдельный поклон создателям.
       Неужто Бортко не знал, сколько лет было Понтию Пилату? Знал, конечно. Но в его картине важна тема бессилия мудрости перед безумством мира. Режиссер имеет право на такой взгляд. Имеет право на такую тему, само наличие которой делает бессмысленными все разговоры о том, что картина — не более чем постраничное прочтение романа. Нет, господа, Бортко не просто дотошно экранизировал роман, но еще и сумел высказаться — и о многом — что его самого волнует. Это — высший класс режиссера.
       Разве случайно в картине столь значимым становится образ Бездомного? Разве случайно, что здесь Владислав Галкин сыграл не просто лучшую, а принципиально лучшую свою роль, открывшую для нас серьезного драматического артиста? Разумеется, нет.
       Роль Бездомного в фильме становится исповедью поколений, которые через ложь шли к истине, которые так трагически долго учились не предавать себя. Это и поколение Бортко. Это и мое поколение. Как Бортко, наверное, видел в Бездомном себя, так и я видел себя в герое Галкина. Это ли не высший класс режиссера?
       
       
Еще, говорят, мол, Маргарита у Бортко чересчур ведьма. И даже, что поразительно, представители духовенства так рассуждают: мол, неправильно это, не по-божески, и вообще: Маргарита — эталон женщины, что это еще тут за ведьминские дела?
       Неправильно, конечно. Плохо, конечно, что в Маргарите столько от ведьмы. Нехорошо это. Только что ж поделаешь, если Мастеру обязательно нужна женщина с ведьминскими чертами? Нет, некоторые, конечно, любят смиренных, рожающих им детей. Только кончается это, как правило, невесело: Пушкин дуэль устраивает, Толстой из Ясной Поляны уходит…
       А в общем-то, если видишь Мастера — ищи рядом ведьму. И если подумать чуть-чуть, то этому феномену даже объяснения искать не надо, настолько он очевиден.
       Анне Ковальчук, к счастью, не удалось создать образ идеальной женщины. Ей удалось куда большее: создать образ женщины, которую должен был полюбить Мастер. Должен был! — в это веришь безусловно.
       Если не считать себя умнее всех и, в частности, режиссера, то выясняется, что в этой огромной картине ничего случайного нет. Почему появляется, например, персонаж Гафта — кагэбэшник, говорящий с грузинским акцентом? Потому что это — образ того времени, грандиозно, к слову сказать, сыгранный Валентином Гафтом. Сегодня без такого конкретного и в то же время метафорического образа рассказывать о том времени невозможно.
       И неслучайно Бортко пригласил на роль Мастера Александра Галибина. В рекламных статьях его представляли как актера, сыгравшего Николая в фильме Глеба Панфилова. Между тем Галибин был руководителем питерской Александринки. Он не просто исполнитель, он, как всякий режиссер, создатель мира. Собственно, как у любого режиссера, у него профессия такая: на сцене создавать мир. Может, оттого и появлялось ощущение, что Галибин не про чужую жизнь играет, а про свою? Может, оттого и получилось скупыми средствами сделать такую мощную роль?
       
       
Про кота вот еще говорят, что, мол, плох он. Одна популярная газета даже назвала кота чуть ли не разочарованием года. Похож он, мол, на кота из сказки, а мы — которые все знают — иного кота себе представляли, более компьютерного.
       Но Бегемот в картине — оборотень, который легко превращается из кота в человека и обратно. А оборотень — это сказочный персонаж.
       Мне кажется, в решении образа режиссер отталкивался от фразы Мастера: «Вы не совсем кот». Он и сделал «не совсем кота». Да — сказочный персонаж, да — словно убежавший из фильмов Роу. А может быть, Воланд для путешествия в Россию решил взять себе такого сказочного персонажа в помощники? Почему нет? Кто дьявола поймет…
       Разве не имеет права режиссер на такой взгляд?
       В многонаселенном этом сериале нет ни одного актерского провала. Начиная от свиты Воланда, где блистательно играют все, и заканчивая эпизодическими ролями. Если бы существовала премия за кастинг — я бы отдал ее создателям «Мастера и Маргариты». Иногда казалось, что Бортко как бы отдувается за все наши сериалы, где не вдруг встретишь одну хорошо сыгранную роль. А тут…
       Владимир Владимирович Бортко многократно говорил, что в мистику не верит. Создателю такого фильма можно простить эту маленькую слабость. Я в мистику верю. И я убежден, что Михаил Афанасьевич Владимиру Владимировичу помогал, иначе бы картина не получилась. (В чем мы многократно убеждались на других примерах: кто-то вообще не смог снять, кто-то снять смог, а показать не получилось.)
       И многочисленных Латунских прислал критиковать картину конечно же сам Михаил Афанасьевич. Потому что если «Мастер и Маргарита» — настоящая, то ее обязательно должны критиковать. Иначе — непорядок.
       Тех, булгаковских, москвичей испортил квартирный вопрос. Нас, сегодняшних, испортил квартирный ответ: мы наконец поняли, что нужно для того, чтобы иметь квартиры, яхты, машины и проч.
       Печально, что ни тогда, в прошлом веке, ни теперь мы не научились уважать чужой взгляд, чужой талант, чужой труд.
       И спасибо сериалу «Мастер и Маргарита» уже за то, что он кого-то заставит задуматься об этом. Во всяком случае, хочется верить, что заставит (себя не отделяю).
       
       Андрей МАКСИМОВ, специально для «Новой»
       
16.01.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 2
16 января 2006 г.

Расследования
Кто остался на трубе. Публикуем самую прозрачную схему продажи российского сырья

Газовый конфликт в русском стиле: мы пугаем, а самим страшно

Болевая точка
Массовое отравление в Чечне. Выяснилось: этот случай далеко не первый

Комментарий специалиста: диагноз «массовый психоз» не отменяет другие

Кавказский узел
Беслан. Контакт с Масхадовым был установлен

Обращение общественной организации «Голос Беслана»

Реакция
Вернут ли Буденновску веру в справедливость?

Обстоятельства
Прокуратуру назвали тормозом правового государства

Националистическая идеология из подпольной превратилась чуть ли не в легальную

Точка зрения
Философ Владимир Кантор: Кажется, мы становимся нацией. Опять появляется то, что называется «интеллигенцией»

Митинги.Ру
В субботу опять напали на национал-большевиков

За рулем
Благодаря поправкам к ПДД, новый год для автомобилистов начался с кошмаров

Подробности
«ГазпромАвиа» — национальное доставание

Образование
Учителя получили от правительства новую указку

Плата за жульё
Омский правозащитник отказался заплатить 18 тысяч по квитанциям коммунальщиков

Власть и деньги
Табель о привилегиях. Кому апартамент, а кому простая двухместная койка

Политический туризм
Новый вид отдыха федеральных чиновников: на халяву летать над заповедными местами Камчатки во время рабочих визитов

Страна уголков
Игарке не светит ничего, кроме северного сияния

Регионы
Холода. Закалка до белого каления

Милосердие
Валя Егоров нуждается в вашей помощи

Наградной отдел
Распоряжением правительства премии отдали в хорошие руки

Книжки, изданные при поддержке «Новой», получают признание

Библиотека
Василий Гайст. «Победители в стране побежденных»

Культурный слой
Андрей Тарковский. «Мартиролог». Первая публикация на русском

Четвертая власть
За заметку придется заплатить омским випам 500 тысяч рублей

Нужны ли народу «Орловские новости»?

Тупики СНГ
Похоже, скоро в Беларуси начнут сажать за анекдоты

Краiна Мрiй
Политический кризис привел к созданию экзотических блоков

Мир и мы
Москва и Лондон обменялись культурными ценностями

Технологии
Сканеры отпечатков пальцев обмануть не сложнее, чем домофон

Цена закона
Право торговли крепким алкоголем теперь будет принадлежать избранным

Спорт
Президенту Федерации хоккея России Александру Стеблину придется уйти в отставку

О детях — серьезно
Суррогатное материнство: «за» и «против». Продолжаем разговор

Телеревизор
Гоп-топ юмористы

Кинобудка
Андрей Максимов. Полемика с оценщиками работы Владимира Бортко

Музыкальная жизнь
Об авторах и исполнителях, которые удивили «Новую газету» в 2005 году

Театральный бинокль
В будущее возьмут не всех…

Вольная тема
Новый год — как испытание желаниями

Сектор глаза
В Зверевском центре современного искусства прошла выставка Петра Евтушенко

К сведению…
Уточнение…

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100