NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НА РУБЕЖЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ
Параметры конституционного соглашения (общественного договора)
       
(Коллаж by Creator)
    
       
Должен сказать, что название настоящей статьи перекликается с названием раздела программы партии КаДетов, принятым делегатами её 7-го съезда в мае 1997 года.
       В разделе программы, в частности, отмечалось: «Определяя задачи, стоящие перед современной Россией, мы исходим из того, что они не могут быть реализованы в контексте действующего Основного Закона страны. Мы полагаем, что содержание действующей Конституции противоречит её же основополагающему принципу — принципу разделения властей, и, следовательно, не может служить ни основой, ни гарантией соблюдения основ конституционного строя».
       
       
Собственно, об этом же заявила год спустя и партия Яблоко: «Время, минувшее с момента принятия новой Конституции подтвердило, что мы были правы, когда в 1993 году указывали на серьезные опасности, заложенные в ней и отстаивали необходимость разработки на демократической основе новой Конституции». Впрочем, в последующей редакции программы, Яблоко пересматривает прежние свои установки. Речь в них уже идёт о «наполнении реальным содержанием статей Основного Закона».
       Полагаю, двусмысленная позиция между «наполнением содержания» и «необходимостью разработок», поправок в Конституцию, не привносит ничего кардинального в сложившуюся систему власти, где статус Президента определяется «вне», а потому и «над ветвями власти».
       Теперь, собственно, о поправках в Конституцию РФ. Настоящий проект не преследует собой задачу улучшить Конституцию. Точнее, подобные изменения не являются самоцелью. Сверхзадача проекта — устранить текстовые, сиречь смысловые, противоречия Основного Закона России. Перефразировав П.Милюкова, Конституцию предлагается спасти от неё самой: привести содержание ряда статей (Главы 3-8) в соответствие с Основами строя (Главы 1;2).
       О концептуальных противоречиях, которые задают алгоритм разрушения государства, прежде (на страницах «Новой», её форуме) было сказано мною не мало. Здесь же, позволю себе коснуться теневой стороны Конституции. Шестьдесят три её статьи (немногим меньше половины — тот случай, когда количество перерастает в качество) регулируются не собственными нормами, а отсылками к федеральному законодательству. Это при том, что нормы Конституции имеют прямое (!?) действие. По сути своей, это и есть вялотекущие правки Конституции. Но, в отличие от множества заявленных, это действующие нормы, теневые правки. Теневые, в том смысле, что надстроены на зыбком фундаменте Основного Закона. Оттого и деформируют/девальвируют, в конечном счёте: ценности, стены и крышу (?) российской государственности. В каком-то смысле, эта «тень на ПЛЕТенЬ» обеспечивает господствующее/монопольное положение «теневой власти». Как в политике, так и в экономике. Ради торжества в последней, собственно, теневики и загоняют/опускают народ ПЛЕТЬЮ в ТЕНЬ, ТИНУ.
       Монополизм в политике и экономике, как известно, взаимообусловлен. Его составляющие подпитывают друг друга. Государственный же монополизм — некое подобие прачечной, в которой хозяева теневого капитала полощут своё грязное бельё, тогда как авторы национальных прожектов отмывают свою репутацию. Единственное средство борьбы против существующего ПОРЯДКА вещей — это открытые, прямые и доступные процедуры формирования власти. Ибо демократия, прежде всего — суть процедура. В противном случае, она превращается в свою противоположность — в процент дури.
       Порядок формирования Совета Федерации, к примеру, за истекший с 1993 года период менялся раза четыре. Притом, что сам этот ПОРЯДОК противоречит принципу разделения властей. В будущем претерпят изменения и выборы в нижнюю Палату Парламента. Вследствие чего, народ — «единственный источник власти в РФ», будет отодвинут в тень «собственной» же властью. И на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации народ оттеняется, оттесняется на второй план. Его выталкивают на обочину жизни по праву... собственности на власть. Собственности, отчуждённой от народа «конституционными» отмашками (отмазками?).
       Другой пример. «Выборы» судей судов: Конституционного, Верховного, Арбитражного. Выбор этот опосредован волей Президента. Судей федеральных судов он назначает непосредственно. Притом, что должность «Президент», по Конституции, не относится ни к одной из ветвей власти. Достаточно сопоставить ст.10; ст. 11; ст.110 чтобы в том убедиться. Более того, будучи НИКЕМ (тень), «Президент» стал нашим ВСЕМ, ибо «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Подобная норма существует во многих странах. Но для России она имеет зловещий смысл. Это буквальная норма шестой советской Конституции. С той лишь разницей, что тогда эти направления определяла единственная партия, в перестроечные годы эта норма относилась к «исключительному ведению съезда народных депутатов», а с 1993 года она перешла к исключительному ведению лишь ОДНОГО должностного лица. Лица и должности не встроенных в систему государственной власти. Точнее, встроенными, но в нарушение собственного же конституционного принципа — принципа разделения властей. С одной стороны (основы строя, Гл.1) «правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». С другой же — «указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (Гл.4). Президент, таким образом, безотносительно того, кто персонально занимает эту должность, фактически находится вне структуры формально определённых Конституцией ветвей власти. Фактически он находится над схваткой, что позволяет ему мёртвой хваткой держать в узде ветви (да и уровни) государственной власти. Одним словом: Его Тень, как Плеть... ТЕНЬ — вот что собой представляют и действующие конституционные нормы, и функции органов государственной власти, и полномочия «Президента».
       Исходя из этих противоречий, предлагается и настоящий алгоритм (концепция) их разрешения, исправления, правки:
       1. Ввести должность «Президент» в систему федеральных органов исполнительной власти, закрепив за Правительством функцию органа исполняющего Бюджет РФ.
       2. На этих основаниях лишить, либо ограничить, влияние Президента на процесс формирования судебной власти.
       3. На этих же основаниях лишить Президента права роспуска нижней палаты Парламента.
       4. На этих основаниях и в соответствии с общим принципом формирования органов государственной власти (ст.72-н) ограничить влияние Президента на процесс формирования органов исполнительной власти в субъектах Федерации.
       5. Отнести право «определения основных направлений внутренней и внешней политики» к компетенции Парламента.
       6. Привнести в Основной Закон элементы выборности (состязательности) судей.
       В преддверии думской кампании 2007 года, и независимо от её итогов, участники соглашения, как мне представляется, могут и должны взять на себя обязательства в реализации (содействии) оговоренных ими пунктов соглашения. Дело за «малым»: определить взаимоприемлемые пункты общественного договора, т.е. конкретные поправки в Конституцию. Таковыми, на мой взгляд, и как минимум, должны стать:
       7. Прямые процедуры формирования Парламента России (обеих палат).
       
       Юрий ФАТЕНКО, г. Владимир
       
NovayaGazeta.Ru, 08.05.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
НОМЕР

8 мая 2006 г.

Цена закона
Концептуальные противоречия в Конституции РФ задают алгоритм разрушения государства

Власть и люди
Обязательная регистрация как средство наживы на гражданах

Армия
Побег из части — уголовное преступление или попытка остаться в живых?

Общество
Учиться в России и не умереть! Школа выживания для иностранного студента

Расследования
Жизнь на «Марсе». Как транснациональная компания изменила жизнь подмосковного Ступино

Краiна Мрiй
Большое украинское спасибо Путину! Политика Кремля по отношению к Украине воспитывает антироссиян?

О детях — серьезно
Дети, которые не умели улыбаться. Они вырастают, презирая общество и его законы

«Завтра я должен освободиться…». Что делать сиротам на свободе?

Люди
Приемная семья — манна небесная? Особенности воспитания 17 детей

Специальный репортаж
А на карте говорят: это город Ленинград. Как у 72 жителей Мексики появился свой Невский проспект

Библиотека
«Хроноскоп русского рока»: развитие отечественной рок-музыки началось с… полета Гагарина в космос

Музыкальная жизнь
Музыканты из Коломны полагают, что музыка способна исправлять человека

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100